Вазопись Древней Греции

Стили вазописи Древней Греции

Геометрический стиль вазописи

В гомеровский период вазы расписывались в так называемом «геометрическом стиле». Картина нанесена коричневой краской на бледно-желтоватый фон глиняного горшка.

Орнамент прикрывал вазу, обычно в верхней части, рядом кольцевых ремней, иногда заполняя всю ее поверхность. Геометрические вазы предназначались для погребальных обрядов: в них хоронили прах умерших, клали в дары в гробницы, а в Аттике ставили надгробие.

Сосудистая живопись Древней Греции. Стили сосудистой росписи Ваза с протогеометрическим орнаментом (10 век до н.э.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сосудистая живопись Древней Греции. Стили сосудистой росписи Геометрическая ваза (9 век до н.э.)

Сосудистая живопись Древней Греции. Стили сосудистой росписи Геометрическая ваза (9 век до н.э.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сосудистая живопись Древней Греции. Стили росписи ваз

Дипилонские вазы — образец геометрического стиля вазописи Древней Греции

Наиболее полное представление о «геометрическом стиле» дают так называемые дипилонские вазы IX-VIII веков. ДО ХРИСТА и найден на древнем кладбище недалеко от ворот Дипилон в Афинах.

Эти очень большие вазы, иногда почти в рост человека, имели погребальное и культовое назначение, повторяя по форме глиняные сосуды, которые использовались для хранения большого количества зерна или растительного масла. На амфорах Dipylon орнамент особенно богат: мотив часто состоит из чисто геометрических мотивов, особенно меандровых кос (мотив меандра сохранился как орнаментальный мотив во время развития греческого искусства).

Помимо геометрического орнамента широко использовались схематические орнаменты растений и животных. Фигуры животных (птицы, звери, например олень и др.) Многократно повторяются на отдельных полосах орнамента, придавая изображению четкую, хотя и однообразную, ритмичную структуру.

Важной особенностью более поздних дипилонских ваз (8 в. До н.э.) является введение в схему изображений первобытных предметов с схематизированными фигурами людей, сведенными к почти геометрическому знаку. Эти сюжетные мотивы очень разные (обряд оплакивания умершего, соревнование колесниц, парусных кораблей и т.д.). При всей своей схематичности и примитивности фигуры людей и особенно животных обладают определенной выразительностью в передаче общего характера движения и ясности повествования.

Сосудистая живопись Древней Греции. Стили росписи сосудов. Дипилонная ваза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сосудистая живопись Древней Греции. Стили росписи сосудов: ваза из дипилона

Сосудистая живопись Древней Греции. Стили росписи сосудов Дипилон вазовый орнамент

Чернофигурная вазопись Древней Греции

В период архаики вазы стали более строгими и изящными. В этот период развивается чернофигурная вазная роспись.

Усовершенствования, внесенные афинскими гончарами, сыграли важную роль в развитии этого стиля вазовой росписи: они использовали толстый черный лак и слегка покрасили натуральный цвет глины охрой, так что после обжига она приобрела однородный красный оттенок. -апельсин. На таком фоне, лишенном орнаментальных мотивов, отчетливо выделялись блестящие силуэты людей и животных

Иногда контуры фигур или деталей обводились белым.

Сосудистая живопись Древней Греции. Сосудистая роспись стили VAZA FRANCOIS, кратер с черной фигурой 2-й четверти Орнамент в аттическом стиле. 6 в. AVANTI CHRIST NS. Найден А. Франсуа близ Кьюзи, хранится в Археологическом музее Флоренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сосудистая живопись Древней Греции. Стили росписи ваз Ахиллес и Аякс играют в шашки около 540 г до н.э. Ваза в стиле черной фигуры

Сосудистая живопись Древней Греции. Стили сосудистой росписи Стиль черной фигуры в древнегреческой вазописи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснофигурная вазопись Древней Греции

В период ранней классики набирает популярность краснофигурная вазная роспись

Считается, что эту технику впервые применил художник Андокид. В отличие от уже существующего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазовой росписи, черным стали закрашивать не силуэты фигур, а, наоборот, фон, оставляя фигуры неокрашенными.

Более мелкие детали изображений прорисовывались отдельными щетинками на неокрашенных фигурах.

С появлением краснофигурной вазописи противопоставление двух цветов стало разыгрываться на двуязычных вазах, на одной стороне которых фигуры были черными, а на другой — красными

Сосудистая живопись Древней Греции. Стили сосудистой росписи Краснофигурная вазовая роспись. Работа вазописца Макрона. OK. 480 г до н.э

В период великих классиков в вазописи появляется все больше сюжетов на мифологические темы. Появляется рыхлость и свобода линий. В поздней классике вместо мифологических героев в вазовой живописи появляются геометрические и лирические мотивы вместо героических сюжетов.

Сосудистая живопись Древней Греции. Стили сосудистой росписи Кратер Орвието. Афина. Геркулес и аргонавты. Около 450 г до н.э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунки на греческих вазах

Живопись греческих ваз делится на несколько периодов. Первый, минский период, характеризуется отсутствием каких-либо мотивов на вазах. Но микенская керамика, появившаяся во время прихода греков в материковую Грецию, отличается темными рисунками на светлом фоне. Изначально это были растения, позже — животные, люди, корабли.
Греческая ваза: виды, орнаменты и мотивы
Некоторое время, с упадком микенской культуры, греческие вазы полностью лишились орнамента, но позже керамику начали расписывать геометрическими фигурами. Со временем орнамент греческих ваз менялся, его заменяли те или иные фактуры, присущие разным эпохам.
В период расцвета геометрии узоры усложняются, становятся более замысловатыми. Вскоре появляется религиозная тематика: мастера изображают на керамике богов и мифических существ.
Греческие вазы расписаны самыми разными орнаментами, но есть классические модели, которые активно использовались не только для украшения керамики, но и в дизайне интерьеров, одежды и даже аксессуаров. Ниже приводится описание четырех символов, которые все еще используются для рисования и дизайна. У некоторых из них есть своя символика, за разгадку которой давно борются историки.

Греческая амфора — символ жизни и смерти

Амфоры символизируют жизнь и смерть. Как это может быть?

Однажды при раскопках Херсонеса, древнегреческого города в Крыму, археологи обнаружили странные амфоры с останками захороненных детей. Поэтому эти корабли в древности играли роль гробов. Кроме того, амфоры наверху часто находили на могилах взрослых людей.

С другой стороны, греческая амфора символизирует женское лоно. К тому же она сознательно была наделена женскими чертами. Отсюда так назывались и элементы амфоры: горло, туловище, нога и руки. И такое название амфора получила не случайно.

греческая амфора

Следовательно, амфора — это ваза, которая сама по себе символизирует жизнь и смерть.

Меандр: от древности к современности

Меандр, пожалуй, один из самых популярных символов у древних греков. Без этой модели не обходится ни одна ваза в греческом стиле. Это симметричная ломаная линия с прямыми углами. Меандр был найден и на предметах быта эпохи палеолита. Историки давно борются за решение вопроса: о чем вы говорите, когда рисуете греческую вазу?
Греческая ваза: виды, орнаменты и мотивы
Они трактуют его по-разному, но очень часто греки связывают его с непрерывным движением, с добродетельной жизнью (сломанными углами). По другой версии, меандр символизирует поражение богов, как бы говоря, что смертный может сделать невозможное. Также есть версия, что это символ реки Меандра, протекающей на юго-западе Турции. Он пышный и имеет похожий рисунок.
Сегодня меандр — символ Солнца, процветания, божественной благодати.
В настоящее время его активно используют для украшения интерьера дома. Он может присутствовать в деталях, придавая им особый колорит. Кроме того, меандр можно встретить на полу, текстиле, особенно он популярен в дизайне ванных комнат. Дизайнеры утверждают, что самые выигрышные цвета при использовании этого символа — это контраст черного и белого.
Греческая ваза: виды, орнаменты и мотивы
Есть много видов меандров, каждый из которых похож в одном — ломаная линия с повторяющимися симметричными узлами.

Классификация амфор

Генрих Дрессель — немецкий ученый и археолог, изучавший древние амфоры. Ниже вы можете увидеть, на что был похож этот человек. В частности, он разработал подробную типологию древних амфор. Среди отечественных исследователей значительный вклад в изучение этого вида посуды внес археолог Сергей Монахов.

значение слова амфора

В своем каталоге (опубликованном в 1899 году в Германии) Генрих Дрессель представил 45 разновидностей древнеримских амфор. Он смог определить возраст каждого из них. Имена консулов, которые часто печатались на всех амфорах, помогали ему в этом. Стоит отметить, что классификация Дресселя до сих пор используется, когда необходимо идентифицировать ту или иную археологическую находку.

Первые 6 форм типа Дрессель — это древнеримские винные амфоры. Они датируются I веком. AVANTI CHRIST NS. — II ст. NS. Амфоры с 7 по 12 в этом каталоге — это испанские суда для сохранения рыбы. Далее в каталоге немецкого ученого встречаются уже более поздние образцы амфор, которые датируются III веком или даже позже.

Амфора — богиня греческой керамики

Амфора. Пожалуй, одна из самых известных для нас ваз, которая встречается не только у греков, но и у римлян и этрусков (загадочный народ, который жил в центре Италии и внезапно исчез с лица земли). Амфора представляет собой вытянутую вазу с двумя ручками на плечах или горле. Объем таких изделий варьируется от 5 до 50 литров. Часто используется для хранения вина, масла, а иногда и как погребальный сосуд. Эта греческая ваза обычно деликатно расписана традиционными узорами. Амфора также по форме напоминает тычинки.
Греческая ваза: виды, орнаменты и мотивы

Разновидности греческих ваз

Их обилие просто поражает. Все вазы имеют нестандартную форму и, что особенно характерно для греков, отличаются точностью мелких деталей. Ниже представлены самые популярные виды греческих ваз.
Греческая ваза: виды, орнаменты и мотивы

Пальметта — природный мотив

Пальметта — веерообразный пальмовый лист. Этот растительный орнамент впоследствии стал основой геральдической лилии (fleur de lis).
Символ, вероятно, был заимствован у греков у египтян. Сама по себе пальметта не имеет особого значения и является просто красивым украшением. В древности им украшали здания, колонны и даже надгробия. Правда, греки добавили пальмовому листу изысканности и изысканности, чего не хватало на его родине — Востоке.
Греческая ваза: виды, орнаменты и мотивы

Спираль — изящество и символизм

Бесконечная спираль для греков означает жизнь, развитие, движение. Закрученная по часовой стрелке спираль — атрибут богини Афины, а против часовой стрелки — владычицы морей Посейдона. Мотив был популярен у греков как элемент изысканности, поэтому его можно встретить в интерьере, в дизайне одежды и посуды. Часто встречаются греческие вазы со спиралевидными мотивами в различных формах.
Греческая ваза: виды, орнаменты и мотивы

Вазы, популярные в Древней Греции

Алабастрон — это ваза грушевидной формы с закругленным дном. С помощью вертикальной стойки он может стоять прямо. Чаще всего используется женщинами для хранения пахучих жидкостей. В Египте такие вазы изготавливали из алебастра, от которого позаимствовали форму и название алебастра.
Аскос — ваза причудливой формы: плоская с ручкой на одном носике (носиков может быть несколько). Использовались такие емкости для хранения масел и заправки масляных ламп.
Греческая ваза, известная как кратер, — это сосуд, в котором вино смешивается с водой. Его делали из глины и металла, реже из мрамора. Это довольно объемная ваза с устойчивой ручкой, колоколообразным или сферическим туловом и двумя ручками по бокам. По форме он похож на динозавра, которого тоже использовали для напитков.
Лекиф — изящная ваза с узким горлышком и короткой ножкой. В нем хранилось оливковое масло, которое позже стали использовать как поминальный подарок. Связан с целомудренным мужчиной в свадебных похоронах.
Ойнохоя представляет собой кувшин круглой формы с ручкой и тремя носиками. Используется для вина и позволяет одновременно наполнять три миски.
Ниже вы можете увидеть фото греческих ваз, описанных в этой статье.
Греческая ваза: виды, орнаменты и мотивы

Гидрия, или кальпида, представляет собой кувшин для воды с объемным корпусом и узким носиком, с тремя небольшими выступающими ручками (последние для облегчения наливания воды в емкость). Гидрию активно использовали для воды, захоронения золы и во время розыгрыша.
Киаф — это сосуд чашеобразной формы с необычной ручкой. Используется как черпак для вина.
Скифос, также называемый чашей Геркулеса, представляет собой небольшую чашу с двумя ручками и устойчивой ножкой, используемой для питья. По легенде, из той же чаши пил сам Геракл.
Бавкалид (или псиктер) — греческая ваза в форме гриба, особенно популярная в Аттике. У психтера высокая узкая нога и шаровидное тело с толстой шеей. Его использовали для охлаждения вина — после розлива его помещали в холодную воду.
Канфар представляет собой объемную вазу с тонкой ножкой и двумя красивыми ручками по бокам. Он был изготовлен из обожженной глины или металла. Считалось, что его пили греческие боги, особенно бог виноделия Дионис часто изображался с канфаром.
Ритон — необычная ваза в форме воронки со скульптурой животного или даже головы человека. Он стоит на толстой подставке и имеет широкую шею. Его использовали для питья и как ритуальный сосуд для жертвоприношений. Его делали из металла, глины, рога или даже золота.
Лекана представляет собой плоскую круглую чашу в форме вазы с тонким горлышком и короткими толстыми ручками. Его назначение еще точно не установлено: возможно, он служил для хранения масла или еды. Небольшая пиала такой формы, соответственно, получила название леканид.
Килик — плоская округлая приплюснутая ваза с тонкой грибовидной ножкой. Маленькие ручки по бокам не выходят за край самого киля. Используется для игры в коттедж и для напитков.

 

Оцените статью
Блог о реконструкции Древнего Рима