Христианство как официальная религия Римской империи

Содержание
  1. Византия становится центром христианства
  2. При императоре Максимине Фракийце (235 – 238)
  3. При императоре Антонине Пии (138 – 161)
  4. При императоре Максимине Дазе (305 – 313)
  5. При императоре Траяне (98 – 117)
  6. Святой император Константин I Великий (306-337)
  7. Период мира (260 – 302)
  8. Формирование идейных основ христианства в Древнем Риме
  9. При императоре Галерии (293 – 311)
  10. При императоре Александре Севере (222 – 235)
  11. При императоре Лицинии (308 – 324)
  12. При императоре Септимии Севере (193 – 211)
  13. При императоре Домициане (96)
  14. При императоре Юлиане Отступнике (361 – 363)
  15. Арианское течение в христианстве
  16. При императоре Деции (249 – 251)
  17. При императоре Валериане (253 – 260)
  18. Христианские течения несториан и монофизитов в Древнем Риме
  19. При императоре Адриане (117 – 138)
  20. «Великое гонение» императора Диоклетиана (303 – 313)
  21. При императоре Марке Аврелии (161 – 180)
  22. При императоре Коммоде (180 – 192)

Византия становится центром христианства

Император Константин принял важное решение сделать христианство официальной религией, одновременно перенеся столицу из упадочного Рима в древнюю Византию, переименованную в Константинополь. Этот город находился недалеко от расположения христианских общин, что стало дополнительным подспорьем для процветания новой государственной религии.

Вскоре после того, как император и его власть переместились на Восток, в область наибольшего и древнего распространения христианства, вся империя, вплоть до ее далекой западной периферии, стала христианской. Кроме того, христианство начало проникать в соседние государства и после распада Рима в V веке постепенно стало религией варварских государств, возникших на его земле. В этой ситуации центром западного христианства, как известно, стал сам Рим, а его лидером был римский епископ, или Папа, роль которого (не только духовная и религиозная, но и политическая) в истории Европы средневековой эпохи неуклонно росла.

На Востоке, под властью римского императора, христианство не имело единой главы, но раскрывалось на епископаты, и все они подчинялись власти византийских императоров, которые провозгласили себя если не формально, то всегда истинными лидеры христианской церкви.

Переехав на Восток, император стал правителем всей империи, но в 395 году Рим окончательно разделился на Западную и Восточную империи. Византию продолжали называть Восточным Римом. Однако важно добавить к сказанному, что во время правления императора Юстиниана (527–565) часть Западной империи, включая Рим, была на короткое время завоевана. Видимо, этому способствовало проникновение в Рим созданного Юстинианом свода законов — высочайшего достижения древних в области частного права. В Риме, где праву уделялось гораздо больше внимания, чем в Византии, которая в этом смысле была ближе к Востоку, нормы этого кодекса играли значительную роль.

При императоре Максимине Фракийце (235 – 238)

От Нерона до Константина: почему римские императоры преследовали христиан?

Муки святого Ипполита. Цорци (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионис). 1547 г.

Избранный солдатами взамен убитого ими императора Александра Севера. Максимин ненавидел своего предшественника и в то же время всех его придворных, многие из которых были христианами. Результатом стало недолговечное преследование, которое в основном коснулось духовенства, обвиняемого в проповедовании христианства.

В этот период пострадали папа Понтиан, священномученик Римский Ипполит и папа Антер.

При императоре Антонине Пии (138 – 161)

От Нерона до Константина: почему римские императоры преследовали христиан?

Поликарп Смирнский

Формально политика императора Адриана продолжалась, но христиан часто судили за исповедание своей веры под натиском невежественных людей, обвинявших христиан в любых катаклизмах или неудачах. Правительство пошло на уступки, потому что христиан стало больше, и они больше не считались маргинальной сектой. Правительство опасалось христиан как вольнодумцев и бунтовщиков, исповедующих неофициальную религию, которая угрожала традиционной римской культуре.

В этот период пострадал святой мученик Поликарп Смирнский.

При императоре Максимине Дазе (305 – 313)

От Нерона до Константина: почему римские императоры преследовали христиан?

Мефодий епископ Патарский

Несмотря на указ императора Галерия о признании христианства, Максимин возобновил гонения, тайно убедил язычников изгнать христиан из городов и всячески пытался дискредитировать христиан и Христа.

Среди жертв: епископ Эмесский Сильвано, епископ Патарский Мефодий, Порфирий Стратилат и 200 солдат в Александрии. В 313 году под давлением императора Константина он прекратил гонения на христиан.

При императоре Траяне (98 – 117)

От Нерона до Константина: почему римские императоры преследовали христиан?

Игнатий Богоносец

Траян составил правовую основу для преследования христиан. Все началось с ее губернатора Плиния Младшего, который в своих письмах к императору обвинял христиан просто в принадлежности к неизвестной религии: «Я не сомневался, что что бы они ни исповедовали, они должны быть наказаны за свою непоколебимую жесткость и упрямство». Император одобрял действия наместника, но государство намеренно не искало христиан для наказания.

Среди жертв был священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский.

Святой император Константин I Великий (306-337)

От Нерона до Константина: почему римские императоры преследовали христиан?

Первый император после Диоклетиана, который самостоятельно правил всей Римской империей. Он сделал христианство государственной религией и перенес столицу империи из Рима в Константинополь (Стамбул, Турция). За свои дела на благо Церкви он был канонизирован.

Период мира (260 – 302)

В 260 году император Валериан был захвачен персами, и к власти пришел его сын, который терпеливо относился к церкви и даже позволял христианам собираться для молитвы. Но это не означало, что христианство стало разрешенной религией: в этот период еще были мученики.

Формирование идейных основ христианства в Древнем Риме

Перенос столицы Римской империи на Восток с последующим разделением этой империи на две части, Восточную и Западную, сыграл важную роль в последующей истории Рима, а тем более в истории христианства, которое теперь стало его официальной религией. Вначале центром развития христианства как доминирующей религии с сильной централизованной структурой, формирующейся в нем церкви был именно восток, Византия. Во-первых, потому, что император восточной части империи долгое время, почти столько времени, сколько позволяла история Римской империи, продолжал оставаться главным из двух ее правителей. Во-вторых, вместе с этим императором на Восток двинулось большинство наиболее авторитетных представителей новой религии.

Более того, именно римский Восток, особенно северная часть Египта и восточное побережье Средиземного моря (Палестина, Сирия, значительная часть Малой Азии) были местом первого и наиболее интенсивного поселения христиан, как обычных мирян общины и старейшие монастыри. На этой территории с ее приблизительно 50 миллионами жителей во время переноса столицы императора Константина в Византию около 10% составляли христиане. Одним словом, все указывало на то, что центр официального христианства вместе с императором переместился на восток, где и оставался несколько столетий. Именно там происходили жаркие богословские споры по поводу Вселенских соборов, время от времени созываемых византийскими императорами.

В центре внимания первых теоретиков официального христианства в Византии (имеется в виду споры IV-V веков), как и ожидалось, находились наиболее деликатные проблемы христианского и тринитарного учения. Тонкость ситуации легко понять: на Востоке существовало множество религиозных систем, в которых одновременно выступали три великих божества. Но нигде не было такого, чтобы все трое из этих троих были не разными, а как бы взаимопроницаемыми и неразделимыми фигурами. Трудность заключалась в том, чтобы поставить эти фигуры на свои места и, если только возможно, прочно закрепить их место для каждой из них.

Следует отметить, что все это было бы не так сложно сделать, если бы не Иисус Христос, который был либо Богом, либо человеком, либо Богочеловеком. Неудивительно, что споры о Троице о сущности Троицы постоянно переплетались с христологическими спорами о сущности Христа. И решить эту последнюю проблему было непросто именно потому, что она тесно переплетается с философскими и антропологическими представлениями о месте человека и его роли. Может ли человек подняться до невиданных в древности и даже до божественных высот, или он всегда подчиняется божественному принципу?

В ходе ожесточенных споров по этому поводу возникли разные точки зрения и возникли очень разные богословские позиции, у которых были свои сторонники. Необходимо было понять, где правда, а где заблуждение, истолкованное как ересь. Именно так поступали первые Вселенские Соборы, которые созывались время от времени, обычно не слишком часто, в различных установленных религиозных центрах восточного христианства, как в самой Византии, так и недалеко от нее.

При императоре Галерии (293 – 311)

От Нерона до Константина: почему римские императоры преследовали христиан?

Федор Тайрон

Галерий пришел к власти после отречения императора Диоклетиана и правил Востоком. Вместе со своим племянником Чезаре Массимино Даса преследование продолжалось. Среди жертв: великомученик Димитрий Салоникский, Адриано и Наталия Никомидийские, ненаемники Чиро и Джованни, великомученик Теодор Тироне. В конце своей жизни император Галерий, непримиримый враг христиан, издал первый в истории империи указ, сделавший христианство «законной религией». Произошло это в 311 году, когда его поразила неизлечимая болезнь.

При императоре Александре Севере (222 – 235)

От Нерона до Константина: почему римские императоры преследовали христиан?

Император был верен христианам и даже хотел построить храм в честь Христа и сделать его одним из богов. Но предание гласит, что во время ее правления пострадала святая Татьяна, мученик Мартин. В результате восстания легионеры императора Александра были убиты, а солдаты сами назначили следующего правителя.

При императоре Лицинии (308 – 324)

От Нерона до Константина: почему римские императоры преследовали христиан?

Себастьяно мученики

Он разделил владения Римской империи с императором Константином. В 313 году императоры провозгласили знаменитый Миланский эдикт, даровавший свободу исповедовать христианство. Несмотря на это, в 320 году по неизвестным причинам он начал гонение на востоке подвластной ему империи. Среди других пострадали: великомученик Феодор Стратилат, мученик Евстазио Анкирский, епископ Базилион Амасийский, Фока Вертоградар, 40 мучеников Себастийских. Гонения закончились в 324 году, когда император Константин победил армию Лициния и низложил ее.

При императоре Септимии Севере (193 – 211)

Под страхом наказания он запретил переходить в иудаизм и христианство, поэтому преследования коснулись в основном новообращенных христиан или даже тех, кто собирался креститься.

При императоре Домициане (96)

От Нерона до Константина: почему римские императоры преследовали христиан?

Мучение Антипы

Преследование началось в последние месяцы пятнадцатилетнего правления императора, который был подозрительным тираном. Он проводил жесткую финансовую политику и вводил дополнительные налоги для евреев и тех, кто скрывал свое происхождение. В число последних входили христиане. На этот раз гонения не ограничились Римом и достигли провинций.

Среди жертв был епископ Пергамский Антипа, апостол Иоанн Богослов был сослан на остров Патмос.

При императоре Юлиане Отступнике (361 – 363)

Последний гонитель христиан в Римской империи. Он безуспешно пытался возродить язычество и не мог открыто преследовать христиан, но постоянно нарушал их права и поддерживал еретиков, создавая нестабильность в Церкви. Во время его правления на востоке империи происходили антихристианские погромы.

Арианское течение в христианстве

Первым широко известным теологическим движением, развившим свою точку зрения на этот вопрос, является арианство, названное в честь египетского священника Ария Александрийского. Суть этого учения сводилась к рационалистическому (типичному для эллинов) объяснению проблемы: Христос, согласно евангельской традиции, есть творение Бога-Отца. Следовательно, это не единосущно с ним, но зависит от него. Следовательно, Христа не следует рассматривать как человека, он — божественный Логос, говорящий от имени верховного Бога, посредника между Богом и людьми. Но это еще не сам Бог, а только его Сын, потому что было время, когда его еще не было. Отсюда естественный вывод о неравенстве между Богом Отцом и Богом Сыном, созданным им.

На Первом Вселенском Соборе в Никее, созванном в 325 году, учение Ария было объявлено ересью, а Христос был провозглашен единосущным с Богом Отцом. В отличие от арианства, собор разработал символ православной православной веры, суть которого сводилась к ряду тезисов, включая единосущность и недоступную разуму троицу Бога, а также воплощение Бога, искупление , крещение, воскресение и т д.

Никейский собор сурово осудил еретиков, отправив Ария в изгнание. Но император Константин не только высказал свое мнение, но и посчитал возможным вмешаться в церковный спор на стороне ариев, предложив заменить термин «единосущный» на «субсущественный». Эта поправка не была принята. Последовал долгий спор, в ходе которого церковь одержала победу и на соборе 381 года, после смерти Константина, арианство было снова осуждено и отвергнуто, что, однако, не помешало сторонникам этого учения мигрировать на запад и, со временем, постоянно получая некоторую поддержку со стороны католической церкви, которая соперничала с византийским христианством, особенно в варварских королевствах остготов и вестготов, окружавших Рим.

При императоре Деции (249 – 251)

От Нерона до Константина: почему римские императоры преследовали христиан?

Мученица агазия

Он считал христиан опасными для государства, которое сейчас находилось в кризисе. Чтобы объединить нацию, император организовал обязательные жертвоприношения по всей империи, что явилось многим христианам. Кроме того, жертвоприношение считалось присягой на верность императору. Тех, кто не отрекся от своей веры, долгое время жестоко пытали, убивали или держали в тюрьмах.

Самыми известными мучениками этого периода являются: папа Фабиан, епископ Торо Никон и 199 его учеников, мученица Агафия, мученик Парамон Битинский с 370 мучениками. Предание также говорит о семерых спящих юных ефесянах.

При императоре Валериане (253 – 260)

От Нерона до Константина: почему римские императоры преследовали христиан?

Франческо ди Симоне из Сантакроче. Святой Лаврентий

Император сначала относился к христианам нормально, но затем попал под влияние своего дорогого друга Макрино, приверженца восточных культов и врага христиан. Он издал два указа против верующих.

Первый указ предписывал приносить в жертву богов всем епископам Церкви. При отказе — ссылка. Также запрещалось собираться на молитву или на кладбище.

Второй указ предписывал казнить священнослужителей, отказавшихся приносить жертвы, лишать христианскую знать их владений и, если они возражают, казнить их. Государственные служащие и их родственники лишаются имущества и отправляются на принудительные работы.

За это время пострадало огромное количество христиан. Среди них: Папа Сикст II с диаконами Лоренцо, Фелициссим и Агапит, диаконы Ипполито, Иренео.

Христианские течения несториан и монофизитов в Древнем Риме

На смену арийцам в V веке пришли несториане и монофизиты. Суть учения несториан, основателем которого был Константинопольский епископ Несторий, сводилась к тому, что Иисус — прежде всего человек, что человеческое и божественное начала в нем никогда полностью не сливались, а всегда были лишь в некоторых своего рода расплывчатое сочетание. Только под влиянием Бога и Святого Духа Христос стал Мессией. Ожесточенная борьба за учение несториан возникла на Третьем Вселенском Соборе в Эфесе в 431 году.

Несториане вмешались в эту борьбу вместе со своими противниками через его посланника и папу. Борьба была долгой и ожесточенной и закончилась осуждением несторианской ереси. Нестория отправили в изгнание, а его сторонники, в отличие от арийцев, отправились на Восток, обосновавшись в Иране, Средней Азии и более отдаленных районах вплоть до Китая.

Стоит отметить, что несториане поддерживали тесный союз церкви с политической властью, что, по-видимому, вызвало недовольство папы, но не византийского императора, который явно колебался. Известно, что несторианская ересь была окончательно осуждена только четыре года спустя специальным императорским указом.

Что касается монофизитов, их учение было наиболее активным и имело гораздо больше сторонников, чем арийцы и несториане. Возникнув в Константинополе как своего рода противовес несторианам, их толкование сущности Христа сводилось к тому, что ему присуща только одна природа: божественная. На Вселенском соборе, созванном на том же Эфесском соборе (позже названном «грабежом») 449 года, разгорелась ожесточенная борьба. Основными противниками в споре были Константинополь (который поддерживал монофизитов) и александрийское духовенство, которое выступало против него, соперничающее в то время за преобладающее влияние на церковь.

Папа поддержал жителей Константинополя в споре, но император встал на сторону александрийцев, в результате чего монофизиты победили. Правда, это было недолго. На IV Вселенском Халкидонском соборе 451 года новый византийский император не только осудил решение Эфесского собора 449 года, но и выступил против несторианской ереси, восстановив Никейский символ веры. Здесь сыграл роль союз между Константинопольским патриархом и папой. Оба, напуганные призраком сепаратизма не столько религиозного, сколько политического, проявившегося в момент победы александрийцев, активно поддерживали императора.

При императоре Адриане (117 – 138)

От Нерона до Константина: почему римские императоры преследовали христиан?

Мученики Вера, Надежда и Любовь

Император решил судить христиан по закону и игнорировать призывы толпы убить непонятных им христиан. Исключение составляют случаи, когда только обвинитель может доказать вину христианина на суде. Казалось, что закон также защищает христиан, но на практике казни продолжались с чистой верой. Например, был убит Папа Святой Телесфор. Более того, Предание Церкви говорит о мученической смерти Веры, Надежды, Любви и их матери Софии.

«Великое гонение» императора Диоклетиана (303 – 313)

От Нерона до Константина: почему римские императоры преследовали христиан?

Первые 18 лет правления Диоклетиана были благоприятными для христиан: они даже занимали государственные должности и были освобождены от обязательных жертвоприношений богам. Кроме того, его жена и дочь также были христианками. Серьезные гонения начались с его соправителя Цезаря Галерия, который после успешной военной кампании против персов решил «очистить» ряды армии от христиан. Он казнил многих солдат.

Переломный момент наступил во время жертвоприношения, когда первосвященник объявил, что невозможно узнать результаты гадания из-за присутствия христиан. Император был разгневан и приказал всем во дворце, включая слуг, принести жертву богам, которые отказались от плети. Затем орден распространился на всех солдат империи. Отказавшихся отчисляли со службы. Окружение императора (включая Галерия) убеждало его начать гонение, но Диоклетиан ограничился указом об уничтожении христианских книг и церквей, лишив христиан титулов и привилегий.

Массовые гонения начались после пожаров в императорском дворце, в которых обвиняли христиан. С этого момента они снова стали врагами государства, которых пытали и убивали за отказ отречься от своей веры. Среди них — папа Маркеллин, великомученица Анастасия Узорчатка, великомученик Георгий Победоносец, мученик Андрей Стратилат. В 304 году император издал указ, обязывающий всех христиан империи приносить жертвы богам за отказ: смерть. В 305 году Диоклетиан отрекся от власти.

При императоре Марке Аврелии (161 – 180)

Юридически для христиан ничего не изменилось. Но гонения на христиан росли все больше и больше, и они были инициированы обычными людьми, которые буквально «охотились» на христиан, грабили и убивали. Когда императорский губернатор прибыл для расследования, все христиане были спрятаны в тюрьмах и на суде были вынуждены отречься от своей веры или убить их. Сам император считал стойкость христиан глупым упрямством.

При императоре Коммоде (180 – 192)

Относительно спокойные времена для христиан: император мало интересовался политикой. При дворе стали появляться и христиане. В провинции они действовали с прицелом на столицу, но временами были чрезвычайно жестокими. Так в Африке пострадали 12 христиан, которые отказались приносить жертвы богам перед проконсулом.

 

Оцените статью
Блог о реконструкции Древнего Рима