Государственный строй Древнего Рима в период республики

Государственный строй Древнего Рима

В период республики организация власти была довольно простой и какое-то время соответствовала условиям, существовавшим в Риме на момент зарождения государства. За следующие пять веков существования республики размеры государства значительно увеличились, но это почти не повлияло на структуру высших органов государства, которые все еще находились в Риме и осуществляли централизованный контроль над большими территориями. Конечно, такая ситуация снизила эффективность управления и в конечном итоге стала одной из причин крушения республиканской системы.

В отличие от рабской демократии в Афинах, Римская республика сочетала аристократические и демократические характеристики со значительным преобладанием первых, что гарантировало привилегированное положение благородной и богатой элиты рабовладельцев. Это нашло отражение в полномочиях и отчетах высших государственных органов. Это были народные собрания, сенат и магистраты. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением демократии, присущей полису, они преимущественно не управляли государством. Это делали сенат и магистраты — органы реальной власти дворянства.

Виды народных собраний в Древнем Риме

В Римской республике было три типа народных собраний: центуриат, данник и куриат.

Центральную роль играли центуриатские собрания, которые своей структурой и порядком обеспечивали право принятия решений господствующими аристократическими и богатыми рабами кругами. Правда, строение их с середины 3 века. До н.э с расширением границ государства и увеличением количества свободных, это не изменилось в их пользу: каждая из пяти категорий имущих граждан стала выставлять равное количество столетий — 70, а общее число за столетия увеличивалось до 373. Столетия высших чинов имели гораздо меньше граждан, чем таковые низших рангов, а обедневшие пролетарии, число которых сильно увеличилось, все еще составляли лишь столетие.

В компетенцию центуриатского собрания входило принятие законов, выборы высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение доносов на смертные приговоры. Второй тип народных собраний был представлен данными собраниями, которые по составу участвовавших в них жителей племен делились на плебеев и патрициев-плебеев. Вначале их компетенция была ограничена: они избирали низших должностных лиц (ссоры, строители и т.д.) и рассматривали жалобы на обвинительные приговоры о штрафах. Плебейские собрания также избирали плебейского трибуна, а с 3-го века. До н.э они также получили право принимать законы, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. Но при этом из-за увеличения количества сельских племен до 31 на тот момент (с оставшимися 4 городскими племенами было всего 35 племен) жителям дальних племен стало трудно появляться на собраниях, которые позволили богатым римлянам укрепить свои позиции на этих собраниях.

После реформ Сервия Туллия заседания курий утратили свой древний смысл. Они только формально открывали людей, избранных другими собраниями, и в конце концов: Концовы были заменены собранием из тридцати представителей курий-ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высокопоставленных должностных лиц, которые могли либо прервать собрание, либо отложить его на другой день. Они также провели встречу и объявили о проблемах, которые необходимо решить. Участники собрания не могут изменять представленные предложения. Голосование по ним было открытым, и только по окончании республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания были розданы специальные столы для голосования). Важную, чаще всего решающую роль играл тот факт, что решения центуриатского собрания о принятии законов и об избрании должностных лиц в первом веке существования республики подлежали утверждению Сенатом, но уже тогда , когда в 3 в. AVANTI CHRIST отменил эту норму, сенат получил право на предварительное рассмотрение вопросов, представленных собранию, что позволило ему конкретно руководить деятельностью собрания.

Государственный строй Древнего Рима в период республики

В период республиканской истории магистраты, сенат и народные собрания стали главными институтами власти, а патриции и плебеи стали главными вотчинами, к которым позже было добавлено конное наследие.

Такое устройство и распределение власти следует отнести к аристократическим, поскольку многие важные должности в республике оказались выборными и занимали без материального вознаграждения, и все такие должности длительное время занимали представители разных патрицианских родов.

В начале III века богатая плебейская элита объединилась с патрицианской аристократией в единую коалицию, называемую дворянством (дворянским собранием).

Магистраты и эдикты

Магистратами в Риме были различные должностные лица (консулы, преторы, цензоры, строители и т.д.), Которые выполняли определенный круг обязанностей: командование войсками, управление провинцией, отправление правосудия и т.д.

Эти люди, как правило, подходили к людям на собраниях с указом, в котором они излагали программу своей деятельности или давали указания относительно лиц или случаев. Эти указы сначала передавались устно и назывались указами (от «объявление, приказ»), а затем стали записываться на белой доске (альбоме) черным шрифтом с красными заглавными буквами.

Указы магистратов обладали двумя важными атрибутами властного характера:

  1. юрисдикция (личное отправление правосудия магистратом в соответствии с законом или через судью, уполномоченного на это магистратом);
  2. imperium (полнота верховной власти, предоставленной магистрату для выполнения определенного вида деятельности, направленной на обеспечение общего блага).

Самым важным различием между обладателями магистратской власти было обладание или не владение властью такого рода, как империум.

Империум по праву принадлежал консулам, преторам и диктаторам.
Внешним атрибутом империума был пояс: перевязанные ремнями прутья, из которых торчит лезвие топора. Их принесли ликторы, телохранители магистрата. Прутья и топор символизировали право на принуждение и казнь непокорных. Вначале кушак и телохранители были включены в атрибуты царской власти, затем консулов ​​и преторов стали сопровождать телохранители-ликторы.

Существовали следующие принципы отбора, утверждения должностных лиц республики и контроля за их деятельностью:

  1. все должности избирались народным собранием, центуриатным или налоговым, в соответствии с полномочиями занимать должности, признанными этими собраниями.
  • практически все магистраты избирались сроком на один год, и только цензоры избирались на пять лет. Полномочия консулов ​​могли быть продлены во время военных действий, когда им была предоставлена ​​полная власть.
  • каждая должность мирового судьи в республике заменялась не одним, а двумя или более должностными лицами для обеспечения коллегиальности в управлении этими властными должностями. Каждый коллега также имел право на своего рода вето (запрет) на действия властей ответственные коллеги. И это право вмешательства называется правом ходатайства.
  • все должности были выровнены в особые иерархические и подчиненные отношения. Это означало, что все должностные лица более низкого уровня были обязаны подчиняться должностным лицам более высокого уровня, а должностные лица более высокого уровня имели право вмешиваться в решения более низкого уровня.
  • все магистраты выполняли свои функции бесплатно, то есть без материального вознаграждения, что делало эти должности недоступными для бедных, и никто, даже те, кто их избрал, не мог «уволить» их со своих постов до истечения срока их мандата.
  • если чиновники использовали свою власть в ущерб общему благу республики, они могли быть привлечены к ответственности.

Главными должностными лицами республики были:

  1. консулы;
  2. преторы;
  3. цензоры;
  4. строительство;
  5. квесторы.

Два консула руководили всей судебной системой и сначала были наследниками королевских властей и функций.

Впоследствии их полномочия были переданы военному командованию со всеми вытекающими полномочиями и заботами. Консулы имели право председательствовать в Сенате, созывать и поочередно председательствовать на народных собраниях.
По обычаю, консулам было поручено выставлять счета центуриатским и налоговым собраниям.
Оба консула обладали равными полномочиями и поэтому при обсуждении важных государственных дел часто консультировались (советовались) друг с другом.

Преторы (напротив) сначала были доверенными лицами консулов.

Со временем они стали вице-консулами администрации римской общины в центре города (называемой «второстепенными коллегами консула»), но с гораздо меньшими полномочиями. Из полномочий магистрата по поддержанию общественного порядка родилось и развилось его право разрешать споры.

Цензор имел право составить так называемую перепись — список населения с последующим распределением граждан по племенам, сословиям, векам, а также список сенаторов.

В процессе проведения этих дел цензор имел возможность очень существенно влиять на состояние людей. Цензоры избирались из числа бывших консулов, ставших сенаторами и пользовавшихся общепризнанной достойной репутацией. Одна из задач цензора заключалась в том, чтобы следить за моральными качествами не только магистратов или сенаторов, но и простых сограждан.

В обязанности здания входило выполнение функций по организации и контролю общественного порядка — на улицах, на рынках и т.д.

Комиссар сначала провел расследование деликта, но позже сосредоточился на управлении казначейством и архивами.

Народные трибуны как должность были созданы для защиты интересов плебеев и избирались только из числа плебеев.

Трибуны стали надзирать за действиями патрициев в Сенате, а также магистратами на всех уровнях управления делами общины. Они имели право наложить вето на любое решение Сената или мирового судьи, а также на решение суда. Каждый житель имел право обратиться к трибуне за помощью и защитой. Личность плебейского трибуна была священной и неприкосновенной.

В истории Римского государства можно выделить три основных периода:

1 старейший регион — от основания Рима его первым царем Ромулом до изгнания последнего царя Тарквиниона по прозвищу Великолепный в 509 г до н.э.;
2 республиканских — охватывает около пяти веков истории (509-27 гг. До н.э.);
3 имперская — делится на два подпериода:

  • период княжества, когда принцепс (первый в списке сенаторов) становится самым первым величием государства и совмещает в себе функции власти многих высших должностей республики — первосвященника (понтифика), полководца — начальник армии, трибуна и т д.;
  • период господства (от dommus — господин), знаменующий дальнейшую эволюцию власти и территориального устройства империи.

Общественный строй

Установление военно-диктаторского режима, положившего конец периоду гражданских войн, стабилизировало обстановку в Риме и позволило преодолеть острый политический кризис.

Система рабов достигает своего пика в своем развитии. Социальные изменения, произошедшие в последние века существования республики, консолидируются, возникают новые классовые и социальные противоречия.

С расширением границ Римского государства количество свободного населения увеличивается, в том числе количество римских граждан (как уже отмечалось, уже в период республики права гражданства были предоставлены жителям Италии).

Этот процесс продолжился с переходом к империи: права граждан все чаще предоставлялись неитальянцам, проживающим в провинциях — странах, завоеванных Римом.

Наконец, в 212 году указом императора Каракаллы право гражданства было предоставлено всем свободным жителям Римской империи.

Наряду с этим развивается социальная и классовая дифференциация свободных. С развитием рабовладельческого строя и расширением государственных границ класс рабовладельцев значительно вырос и укрепился.

В нем окончательно сформировалось классовое деление:

  • дворянство превращается в сенаторскую вотчину с титулом владения в миллион сестерциев.Сенаторы занимают высшие должности в государственном аппарате и в армии и становятся самой прочной опорой имперской власти;
  • вотчина рыцарей со статусом собственности от 400 000 до 1 миллиона сестерциев была преобразована в класс обслуживания, предоставляя персонал для имперской администрации в Риме, в провинциях и на командные посты в армии;
  • к провинциальной знати, не оформленной феодальными владениями, но играющей влиятельную роль в местном правительстве, присоединились владельцы ремесленных мастерских, судовладельцы и купцы из Рима и других мест.

Положение рабов тоже меняется.

Рабский труд как основа производства требовал постоянного притока новой рабской власти. Жестокое обращение с рабами, такое как беспричинное убийство раба, запрещено; поощряются семейные отношения рабов.

Эти меры были направлены на смягчение классового антагонизма. Но в то же время подавление сопротивления рабов остается важной задачей государства.

Развиваются и формы эксплуатации, появившиеся в республике: распространяются своеобразия и колонии.
В период империи также существует большой слой мелких свободных производителей в городе и в деревне, и число воинов-ветеранов, получивших участки земли, растет.

Однако положение этих слоев населения становится все более нестабильным, что влечет за собой распространение саморегулирования в рабстве и особенно в колониях во II-III вв. Колон становится такой же очевидной фигурой в сельском производстве, а со временем — еще более очевидной, как крестьянин и свободный раб.

Со временем в ряды колонн пополнились не только вольноотпущенники и вольноотпущенники, но и «варвары», поселившиеся в приграничных районах Римского государства. Колонизированный договором аренды, заключенным на определенный срок (5 лет), из-за неизбежной задолженности столбцов он становится постоянным и, следовательно, наследственным. Колонны превращаются в людей, зависимых от помещиков, которые заменяют их и местной властью, и имперской администрацией; они навсегда прикреплены к земле и теряют способность вырваться на свободу.

Аналогичный процесс наблюдается в городах, где ремесленники наследуются от профессии и учатся в ремесленных училищах.

Появление комиций

Прослеживая историю древней государственности, можно определить, что митинги в Древнем Риме — это, прежде всего, институт, возникший во время клановой системы. Эта особенность чрезвычайно важна, поскольку она объясняет полномочия и структуру собрания. Первыми появились курии комиций, название которых происходит от слова «курия». Все римляне были разделены на эти административные части с древнейших времен. В основе этого рейтинга лежала принадлежность к тому или иному полу.

До VI века до н.э куриатские собрания были единственными в Риме. Установленный порядок был изменен королем Сервием Туллием. До его реформы право голоса на митингах принадлежало только патрициям — представителям самых знатных и влиятельных семей города. Это было связано с традициями. На латыни слово «народ» означало группу людей с гражданством, то есть почти всегда влиятельных патрициев.

вековые комиции

Государственное устройство Римской республики

В ходе борьбы между патрициями и плебеями римляне установили устойчивый и прочный государственный порядок. Великий античный историк, грек Полибий, считал, что римляне завоевали мир благодаря своему превосходному государственному устройству. Римская республика имела три основных полномочия: собрание народа, сенат и магистраты (то есть лидеры, правители).

Национальное собрание (комиции) В Риме, как и в Греции, люди считались хозяевами государства.

Народное собрание одобрило законы и избрало магистратов Римской республики. Народ обладал большой властью, но использовал ее умеренно: как правило, простые плебеи доверяли своим избранным лидерам и послушно голосовали за их предложения. Во время выборов народ отдавал свой голос самым важным гражданам — патрициям и знаменитым плебеям: римляне, как и греки, считали, что государством должны править знатные и опытные люди.

В знак благодарности видные деятели должны были засвидетельствовать свое уважение к самодержавному римскому народу.

Раз в год, перед выборами, кандидаты на ту или иную должность «ухаживали» за народом: проходя по форуму, они пожимали руки своим избирателям, с помощью специальных рабов называли их по имени, покорно просили их поддержки.

Те, кто пренебрегали этим обычаем или проявляли гордость, не имели надежды на успех. Однажды благородный кандидат, сжимая мозолистую руку крестьянина, в шутку спросил: «Почему у тебя такие грубые руки — ты по ним ходишь?» Эти слова сразу же полетели на Форум, плебеи обиделись и помешали шутнику.

Со времен Сервия Туллия, когда римляне начали голосовать в народном собрании через сотни столетий, голоса богатых граждан преобладали над голосами бедных.

Причем с начала республики граждане иногда голосовали племенами — территориальными округами. В народных собраниях с точки зрения племен сельские жители имели преимущество перед гражданами, поскольку каждое племя имело один голос, всего было 35 округов и только 4 племени в городе. Таким образом, в обоих народных собраниях бедные и безземельные граждане практически не имели влияния.

Сотни сотен солдат проголосовали на Марсовом поле за городом.

Племена собрались у цирка, у Капитолия, на Форуме, где им поставили 35 деревянных «заборов». На латыни народные собрания назывались комициями, а платформа Форума, на которой они собирались чаще всего, называлась комициями.

Консулы Правители римского государства назывались магистратами. Они были избраны сроком на один год и по несколько человек на одну должность.

Старейшими римскими магистратами были два консула, сменившие изгнанных королей. Они обладали королевской властью — империей, которая давала им право командовать армией и вершить суд; они также составили списки римских граждан и сенаторов.

Консулы унаследовали королевские знаки власти: кресло курула и 12 ликторов. Что касается пурпура, то он больше не покрывал их одежду, а только часть: у них были красные сапоги и тоги с пурпурными краями.

Преторианец, император и трибун

Ликторы несли на плечах узлы, связки жезлов с вделанными в них топорами.

Это оружие означало, что консулы имели право бить и казнить римских граждан. Но топоры в связки вбивали только за городскими стенами, где действовали военные законы.

Город считался тихим районом, где приговоренный к смертной казни мог обратиться в народный суд. Поэтому в городе ликторы сняли топоры, а консулы склонили свои узлы перед народным собранием в знак того, что власть народа превосходит его власть.

Со временем римляне стали избирать магистратов, которым перешла часть консульских функций: преторы стали руководить судом, а перепись граждан и оценка их имущества — эта оценка была названа цензурой — проводилась властями цензоры.

Преторы: преторы, как и консулы, сидели на курульном кресле и владели империей.

Но их империи считались моложе консульских, поэтому они подчинялись консулам и имели только шесть ликторов. В Риме преторы председательствовали в судах, и когда римляне завоевали заморские страны, они были отправлены туда в качестве генералов и губернаторов («наместников»). Во время борьбы патрициев с плебеями был судья-претор, после присоединения заморских областей к Риму преторов было шесть.

Цензоры: бывшие консулы обычно были цензорами.

Цензура считалась самой почетной позицией: цензоры не только сидели на курульном кресле, но и носили королевские пурпурные мантии. Цензоры оценивали как имущество, так и обычаи римских граждан. Если кто-то растратил добро своего отца, или проявил трусость на поле битвы, или прославился рыцарским турниром и вечеринками, цензор наказывал этого гражданина: если он был сенатором, его исключали из Сената, если рыцарь , забрали лошадь, если простолюдин — занесли в печально известный список худших горожан.

Римляне выбирали цензорами наиболее уважаемых граждан и уважали их как хранителей доброй морали: говорят, что, когда суровый цензор Тиберио Семпронио Гракх провел вечер на улицах города, горожане поспешно выключили свет в своих домах, потому что они их не подозревают в поздних вечеринках.

Было два цензора и консула. Их избирали не каждый год, а каждые пять лет.

После цензуры, составления списков сенаторов и рыцарей цензоры совершили священный обряд очищения римского народа.

Считалось, что от правильного выполнения этого обряда зависели урожай, здоровье и благополучие римлян.

Диктатор. Если государство находилось в крайней опасности и требовалась «сильная рука», назначали диктатора. Этот магистрат ничем не отличался от царя: он был единственным сувереном государства, все власти, включая консулов, ему подчинялись, суд «вето» не имел силы против него”.

Диктатора сопровождали 24 ликтора, которые носили связки топоров даже в пределах города. Грозная диктаторская власть ограничивалась только сроком: она не могла длиться более шести месяцев.

«Почетные» магистраты. Все перечисленные магистраты назывались вышестоящими, а их должности — «почетными», поскольку они назначались народом и служба была бесплатной.

Были и низшие магистраты, но и «почетные», избираемые народом: народные трибуны, казначеи, наместники городов-строителей. Последний заботился о городе Риме, контролировал цены и чистоту улиц, организовывал праздничные игры для людей за свой счет. «Почетные» магистраты после года службы были включены цензорами в список сенаторов.

Сенат Сенат был самым могущественным государственным органом Римской республики.

он был заполнен бывшими «почетными магистратами» — патрициями и плебеями. Звание сенатора было пожизненным, но цензор имел право вычеркнуть из списка сената имя недостойного человека, который как-то запятнал себя. Почти до конца республики Сенат состоял из 300 «отцов». Известны старинные знаки отличия сената: полосатые туники и тоги, золотое кольцо, красные сапоги. Но во времена Республики только те сенаторы, которые в прошлом занимали руководящие должности и восседали на королевском троне — кресле курула, — носили тогу с пурпурной каймой и красные туфли.

Более скромные сенаторы низших «почетных» магистратов (народные трибуны, квесторы, два мэра зданий) носили легкие мантии и черные туфли. При обсуждении дел сенаторы в красных сапогах высказывали свое мнение вслух, а сенаторы в черных сапогах «молча голосовали ногами», то есть расходились в разные стороны.

Сенат собирался либо в специальном здании — курии, стоявшей на Форуме, либо в каком-нибудь храме, чаще всего — в Храме Юпитера на Капитолийском холме.

Консулы, как и прежде короли, вызвали Сенат для консультации с ним. Однако при республике советы сената значили гораздо больше, чем при королях, потому что консулы и другие магистраты правили только один год, а сенат постоянно отвечал за государственные дела.

Фактически, совет сената магистратам был таким же, как и приказы. Сенат объявил набор войск, определил количество солдат и деньги на войну, принял иностранных послов, ввел или запретил поклонение новым богам.

Все важные государственные дела рассматривались в курии. Консулы, преторы, цензоры редко осмеливались спорить с сенатом. К тому же это было бесполезно для них, так как они сами становились сенаторами по окончании службы.

Цицерон выступает против Катилины в Сенате (картина Чезаре Маккари 1882-1888)

Рыцари Все римские граждане были равны перед законом, но все же в Риме была собственность — большие группы людей, которые имели особые права и знаки отличия.

При королях патриции и плебеи считались особыми государствами; при республике выделялись два высших государства: сенат и верховая езда.

Римский рыцарь (реконструкция)

Самые богатые римские граждане, имевшие не менее 100 гектаров земли, назывались рыцарями.

В армии рыцари служили рыцарями и офицерами; в мирное время только они имели право добиваться «почетных» должностей, что открывало путь Сенату.

Это право было основным отличием рыцарей от простых плебейских граждан. Конную усадьбу называли «сенатским рассадником». Как люди, имеющие возможность стать магистратами и сенаторами, рыцари носили почти сенаторские знаки отличия: золотые кольца и туники с пурпурными полосами, но уже, чем у сенаторов.

Многие сенаторские и конные семьи были связаны друг с другом родственными связями.

Оба принадлежали к сословию богатых землевладельцев, но некоторые из рыцарей также занимались торговлей, ростовщичеством и другими прибыльными финансовыми делами. Сенаторам, как представителям дворянского сословия, по закону запрещалось заниматься такими занятиями. Все доходы и занятия, за исключением сельскохозяйственных, в Древнем Риме считались низкими.

Республиканское дворянство и его правление в государстве Греческий историк Полибий в шестой книге своей «Всеобщей истории» описал римскую государственную систему как лучшую в мире.

Он считал, что римляне разумно объединили три силы: королевскую, которой обладают высшие магистраты, аристократическую, которая представлена ​​сенатом, и демократическую, которая осуществляется народным собранием.

Фактически, авторитет Сената превосходил все другие органы власти, и не все сенаторы были настоящими аристократами.

В эпоху королей патриции были аристократией или дворянством, а при республике дворянами также считались плебеи, которые сидели на курульном кресле и носили королевский пурпур.

После того как плебеи получили право быть избранными на все должности, в Риме постепенно возникло новое дворянство: состоящее из нескольких десятков патрицианских и плебейских семей, члены которых из поколения в поколение занимали видные должности.

Потомки высших магистратов хранили дома восковые маски своих прославленных предков, и на похоронах членов своей семьи они показывали эти маски народу, восхваляя заслуги как покойного, так и всех его бабушек и дедушек и прадедов.

Народ хорошо знал носителей благородных имен и отдавал им свой голос на выборах.

В курии простые сенаторы в черных сапогах поддерживали взгляды уважаемых сенаторов в красных сапогах. Оказалось, что Сенат правил римским государством, а патрицио-плебейское дворянство — в Сенате.

Таким образом, не по закону, а по сути, Римская республика была олигархическим государством, то есть государством, которым правили немногие.

Органы власти в Древнем Риме в период Республики

Республиканский период в истории Рима охватывает период с 6 века. До первого века до нашей эры и характеризуется сочетанием демократии с военно-аристократическим правительством. Принцип верховенства римского народа был закреплен в законодательных правах народных собраний.

Однако в Римской республике существовала опосредованная демократия. Народные собрания собирались по инициативе высокопоставленных чиновников, контролировавших ход собрания (выносили вопросы на рассмотрение, могли прервать или перенести собрание на другой день). Было три типа народных собраний: центурия, трибутария и куриата.

Собрания центуриатского народа (comitia centuriati) утверждали законы, избирали высших должностных лиц государства (консулов, преторов, цензоров), рассматривали апелляции и одобряли смертные приговоры.

Право на участие в митингах центуриатов получили римские граждане, закрепленные на праве собственности одной из военно-политических единиц — центурианами.

Народные собрания трибунов (налоговых комитетов) избирали низших должностных лиц (трибунов, квесторов, эдилов), рассматривали апелляции на решения магистратов и одобряли законы.

Притоки митингов проходили в территориальных округах — племенах.

Национальные собрания куий (cuiate comitia) состояли из полноправных членов старейших римских семей. Когда права патрициев и плебеев уравнялись, они потеряли свое значение. За ними сохранялось право принимать семейные и клановые решения (утверждение завещаний, контроль над осуществлением власти главами домохозяйств и т.д.).

Высшим органом был Сенат.

В компетенцию Сената входят:

— контроль за законодательной деятельностью;

— контроль над чиновниками;

— финансовый менеджмент;

— военное управление;

— внешнеполитическая деятельность;

— управление римскими провинциями;

— постановления по вопросам общественной безопасности, общественного порядка, религиозного культа.

Исполнительная власть осуществлялась магистратами — чиновниками.

Они заменены по принципам выборности, срочности (сроком действия — один год), коллегиальности, ответственности, безвозмездности. Мировые судьи имели право привлекать граждан к ответственности, налагать финансовые взыскания, арестовывать граждан, которые не подчинялись или их имущество.

Судебная власть делилась на рядовую (консулы, преторы, цензоры, квесторы, строители) и чрезвычайную (диктатор, децемвиры — 10 мужей для упорядочения закона).

Консулы отвечали за судебную власть.

Первые народные собрание

Митинги, на которые приглашались члены курии, мог созывать только правитель Древнего Рима. Если его не было в столице, а властям нужно было знать мнение патрициев, эта функция переходила к префекту. Помимо представителей знатных семей, в то время в Риме был еще один важный класс. Это были заказчики, свободные граждане, добровольно перешедшие под покровительство своего покровителя и попавшие в зависимость от него. Эти граждане не имели права голосовать на митингах, но могли присутствовать на митингах в качестве зрителей.

Народные собрания царского периода выполняли важную функцию по избранию нового правителя. Когда монарх умер, был избран интеррекс, чрезвычайная магистратура. Это было сделано по жребию среди знатнейших горожан. Interrex, в свою очередь, созывал митинги в Древнем Риме. Это делегирование полномочий должно было произойти не позднее, чем через пять дней после смерти короля. Наконец, народное собрание определило, кому суждено стать следующим правителем.

Источники

  • https://cyberlesson.ru/gosudarstvennyj-stroj-drevnego-rima/
  • https://FB.ru/article/242474/komitsii-v-drevnem-rime—eto-chto-funktsii-i-polnomochiya
  • https://nmvl.ru/kak-nazyvalos-narodnoe-sobranie-v-drevnem-rime/
  • https://aspektcenter.ru/rol-narodnogo-sobraniya-rima-tablitsa/

Оцените статью
Блог о реконструкции Древнего Рима