Гладиаторы Рима – история и имена римских бойцов

Список гладиаторов

Среди известных гладиаторов или меченосцев есть легендарные персонажи, вымышленные герои и даже император.

  • Спартак
  • Крикс
  • Герардеска Мануций
  • Коммод
  • Максимум

Гай Ганник


Гай Ганник вошел в историю как друг «Спартака». Он возглавил один из отрядов повстанцев. Происхождение Гая остается загадкой: ни дата его рождения, ни страна не известны.

Одни исследователи считают, что он кельтский, другие — галльский, третьи — что Ганник принадлежал к самнитам — древнему итальянскому народу.

Так или иначе, в школу Лентула Батитат воин попал военнопленным из Галлии. Считалось, что он был лучшим гладиатором Капуи.

В 71 г до н.э армия Спартака подошла к Бриндизи, а двенадцатитысячная армия осталась позади. Этим отрядом руководили гладиаторы Гай Ганникус и Каст. Но римская армия оказалась слишком сильной для такой армии: Гай героически погиб вместе с остальными рабами.

Иногда римские императоры участвовали в гладиаторских боях

Организация гладиаторских игр считалась для императоров простым способом завоевать любовь толпы. Но некоторые пошли еще дальше и сами приняли участие в боях. На арене выступали несколько римских правителей, в том числе Калигула, Тит и Адриан. Хотя это явно делалось с максимальной безопасностью для императора: клинки соперников, например, могли иметь затупленные лезвия.

Император Коммод, чтобы утолить жажду крови толпы, убивал медведей или пантер копьем, которых держали в цепях. Также он участвовал в нескольких поединках против гладиаторов. Но, как правило, против него настраивался очень неопытный боец ​​или слабо вооруженный человек из толпы. Конечно, он всегда побеждал в таких битвах, в отличие от финальной битвы в знаменитом фильме «Гладиатор», в которой Коммод убит от руки Максимуса на арене Колизея. Но эта борьба — не более чем выдумка, которую часто можно найти в исторических фильмах.

Эномай

Эномай был правой рукой Спартака во время восстания. Как и многие участники восстания, он бежал из школы гладиаторов Капуи. В то время Эномай около десяти лет занимался искусством гладиаторов и считался одним из самых сильных и выносливых бойцов. Но во время восстания он мало ему помог: из всех лидеров восстания Эномай погиб первым, когда восстание только началось.

Герардеска Манутиус


Бои между женщинами-гладиаторами были очень популярны в Древнем Риме. Самым известным из гладиаторов был Герардеска Мануцио.

Двадцативосьмилетняя женщина была одним из приспешников Спартака и бежала с его армией.

Ла Герардеска была схвачена, но ее пощадили и отправили в школу гладиаторов. Она вышла на арену за год до смерти, но сразу стала знаменитостью.

Черноволосая красавица идеальных пропорций сражалась как амазонка, за свою жизнь она убила на арене более двухсот противников обоего пола. В первом бою женщина за пять минут победила сильного тракианского бойца.

La Gherardesca снискала себе славу: за 11 месяцев никому не удавалось противостоять сильной женщине. Но он погиб в битве против двух гномов, после чего его тело бесцеремонно бросили в подвал вместе с остальными мертвыми.

Гладиаторы не всегда сражались до смерти

В фильмах и сериалах гладиаторские бои часто описываются как бескомпромиссная битва с реками крови, отрубленными конечностями и грудой трупов. Это, конечно, тоже было. Но многие поединки проходили по правилам: соперники подбирались равной силы, а иногда даже присутствовал рефери, который мог остановить бой, если кто-то из участников получил серьезную травму. А иногда оба воина покидали арену живыми и почетными, если им удавалось показать зрителям зрелищную и захватывающую битву.

Более того, гладиаторы дорого обходились своим хозяевам, так что их можно было легко уничтожить. Поэтому тренеры часто учили бойцов наносить удары так, чтобы не убивать соперника, а только травмировать. Некоторые бои были также похожи на спорт, в котором смерть изначально не предполагалась. Однако жизнь гладиатора была еще недолгой. Большинство из них дожили максимум до 25 лет, и, по данным историков, по крайней мере, один гладиатор погиб примерно в каждой пятой дуэли.

Спартак – гладиатор, восставший против Рима

На протяжении веков это легендарное имя вдохновляло многих политических мыслителей, а образ Спартака неоднократно использовался в литературе и кино как символ угнетенных и повстанцев в борьбе за свободу. Однако ни один исторический документ не указывает на то, что целью поднятого им восстания, известного как восстание Спартака, было желание положить конец рабству в Римской республике.

Гладиаторы Рима - история римских бойцов и имена лучших

Большинство подробностей его жизни связано с этими событиями и мало что известно о его юности. Греческий биограф и эссеист Плутарх описывает Спартака как «фракийца из кочевого племени», который стал римским наемником и воевал в Македонии. Железная дисциплина, царившая в римских легионах, заставила его попытаться бежать. Как отмечал древнегреческий историк и философ Аппиан Александрийский, Спартак вскоре был схвачен, признан дезертиром и приговорен по римским военным законам к рабству. Около 75 г. AVANTI CHRIST был продан Лентуло Батиато, ланисте, владевшему школой гладиаторов в Капуе, где Спартак сражался на арене амфитеатра Капуано. Несколько лет спустя 70 рабов, недовольных условиями содержания, покинули школу. Вооружившись взятыми оттуда кухонными ножами и сельскохозяйственными орудиями, беглецы разбили группу римских солдат, которых преследовал местный гарнизон, и укрылись на склонах Везувия.

Предыдущий военный опыт и знание тактики легионеров обеспечили «Спартаку» лидерство и первые успехи в военных столкновениях с регулярными войсками, посланными из Рима для усмирения повстанцев.

Весной 72г. до н.э. армия Спартака, которая уже насчитывала более 30 тысяч человек, двинулась на север, намереваясь перейти через Альпы и покинуть полуостров. Встревоженный восстанием, Сенат настроил против него восемь легионов хорошо обученных солдат во главе с Лицинием Крассом, который вынудил побежденные войска Спартака отступить на юг. Согласно Плутарху, римский гладиатор заключил договор с киликийскими пиратами о транспортировке останков своей армии на Сицилию, но они предали его. Последняя битва, в которой Спартак потерпел поражение и был убит, по словам самого Плутарха, произошла в 71 г до н.э возле Петелии, в Калабрии.

Избавление

Поведение Коммода с каждым годом все больше напоминало римской аристократии, как вели себя императоры того времени Калигула и Нерон. Их безумие и их преступления не были забыты уже сто лет. Стало очевидно, что Коммод одержим манией величия, опасной для государства и его подданных. Желание избавиться от него росло в кругу императора.
В 192 г созрел заговор против коронованного гладиатора. В Риме его убийство подготовил начальник преторианской гвардии, охранявшей императора, наместник двора, префект Рима, наконец, любимая любовница Марсия и постоянный товарищ по боевой подготовке атлет Нарцисс. Окончательное решение было принято во время так называемых плебейских игр, прошедших в ноябре, которые также включали гладиаторские бои с бойцами. Коммод не пропустил ни одного выступления. Некоторые заговорщики всегда сопровождали его.
Первую — неудачную — предприняла Марсия. Он пытался отравить Коммода, но яд не подействовал. Затем заговорщики перешли к «плану Б»: когда он принимал ванну, он был задушен в ванной Нарциссом.
Сенат объявил родину убитой врагом, решил снять его статуи со всех сторон, отменить его имя и вернуть все, что было переименовано с его прежними именами. В памяти императора Луция Аврелия Коммода осталась только дурная репутация.

Массовое жертвоприношение детей: Кровавые боги Чиму

Человеческие жертвы не редкость в истории мировых религий и цивилизаций. Обрекая свой собственный вид на смерть, люди надеялись просить милости у богов. Однако то, что археологи обнаружили на окраине перуанского города Трухильо, вызывает удивление. Почти полторы сотни детей были не просто убиты, а при жизни лишены сердца.

Охота на ведьм в Европе: Ведьмин хлеб

Профессор Нью-Йоркского политехнического института Линда Капорел выдвинула интересную версию: обилие ведьм в средневековой Европе было вызвано .. повсеместным распространением посевов ржи. Эта гипотеза позволила, в частности, оправдать англичанку Алису Сэмюэлс, казненную по обвинению в колдовстве 400 лет назад.

Лентул Батиат


Лентул Батитат — основатель школы гладиаторов в Капуе. Именно в этой школе в 73 году до нашей эры он вместе со своими последователями бежал от знаменитого Спартака.

На арене Батитат сделал успешную карьеру, а созданная им школа стала образцом в Древнем Риме.

Он тренировал сильнейших гладиаторов и организовывал интереснейшие шоу, которые даже устраивали в Колизее.

У гладиаторов были свои профсоюзы

Хотя гладиаторам приходилось убивать друг друга на арене, внутри их общины существовало своего рода братство. А некоторые даже организовались в союзы или «коллегии» со своими избранными президентами. Если боец ​​погибал в бою, его товарищи следили за тем, чтобы его похоронили с почестями, соизмеримыми с его достижениями на арене. А если у покойного были жена и дети, братство контролировало и выплату денежной компенсации за потерю главы семьи.

Фламма


Как и у многих гладиаторов, у Фламмы было запоминающееся имя. Переводится как Пламя. Это прозвище заслужил раб из Сирии. Фламма славится своей преданностью профессии до конца своей жизни (которая, кстати, была недолгой — она ​​прожила всего 30 лет).

Он четыре раза получал статус рудиария: свободный воин, но возвращался снова и снова и заключал новые контракты со школами гладиаторов. И неудивительно: рудианы были любимы публикой и получали за сражения огромные награды, чем новички.

За 30 лет своей жизни Фламма провел 34 боя, из которых 9 были равны. Знаменитый сирийский гладиатор выиграл 21 бой и проиграл только 4, одно из которых было последним в его жизни.

Зрители

Первые ряды заняли самые привилегированные люди. Были места для сенаторов, членов знатных семей, солдат. При Августе женщины наблюдали за боями из специально отведенных мест.

Знаменитые гладиаторы были хорошо известны публике. У многих зрителей были свои фавориты, и они их всячески поощряли. Более того, по желанию народа победитель мог быть вознагражден свободой. Они сделали ставку на исход битвы, и здесь они проиграли или выиграли целые состояния.

Например, есть знаменитая битва между двумя популярными гладиаторами — Веро и Прискусом. У каждого из них были свои поклонники, особенно азарт публики стимулировал тот факт, что воины были лучшими друзьями.

Карпофор


Бестиарии — это специально обученные люди, которые тренируют животных на арене или сражаются с ними. Самым известным представителем этой профессии был Карпофор.

Будущий бестиарий был бедной сиротой. Чтобы хоть как-то выжить, он поселился в цирке и стал ухаживать за животными и чистить гладиаторские доспехи.

Карпофор с детства проявлял талант к дрессировке: устраивал свои шоу с собаками, которые «отвечали» на все его вопросы.

Однажды он спас дрессировщика от нападавшего медведя. Один из инструкторов обнаружил этот инцидент и отвел мальчика в школу.

Неприязнь к сверстникам не помешала Карпофору прославиться. Однажды инструктор очень рассердился и отправил юношу на растерзание леопардам. Карпофор слишком хорошо знал повадки животных: он быстро настроил их друг против друга. Зрители были настолько впечатлены происходящим, что попросили пощадить бестиарий. С тех пор Карпофор стал известен.

Его выступления были жестокими: он убивал животных на глазах у толпы, но в то время такие «шоу» были самыми популярными в толпе.

Гладиатор Крикс

Товарищ Спартака, уроженец Галлии, он также был одним из лидеров рабов, сбежавших из школы ланистов в Капуе. Однако после первых успехов в боях с римскими легионами часть восставших под предводительством Крикса, состоящая из его соплеменников — галлов и германцев, отделилась от армии Спартака. Некоторые историки утверждают, что это был неправильный тактический ход, чтобы отвлечь внимание некоторых римских легионов; другие предполагают, что между двумя лидерами возникли разногласия: Спартак хотел достичь земель Галлии и распустить армию, в то время как Крикс, преследуя личные цели, намеревался разграбить южную Италию. В любом случае это было началом конца.

Весной 72г. до н.э. консул Лучио Гелио Публикола, посланный за армией Крикса, в решающей битве у горы Гарган в Апулии победил его, уничтожив около 30 тысяч непокорных рабов. Сам римский гладиатор, раненный в грудь, упав на одно колено, дал легионеру возможность отрубить ему голову. По свидетельству древнеримского историка Тито Ливио (59 г до н.э. — 17 г н.э.), исполнителем его воли был сам претор Квинто Аррио — известный политический деятель и военачальник, который впоследствии взял голову Крикса в качестве трофея. Спартак почтил память бывшего гладиатора на манер римских аристократов: он организовал похоронные игры гладиаторов, в которых приняли участие 300 римских военнопленных, вынужденных сражаться насмерть.

Спикул

Спикул был одним из тех гладиаторов, которым удалось завоевать долгожданную свободу благодаря своим успехам на арене. Он всегда был за императора Нерона: эксцентричный император даже подарил своему любимому гладиатору роскошный дом, не меньше владений римской знати.

Легенда гласит, что Нерон мечтал о том, чтобы его убил Спикула, но в тот роковой день гладиатора поблизости не оказалось и императору пришлось покинуть земной мир без посторонней помощи. Спикул умер вскоре после самоубийства Нерона: он был раздавлен статуей императора, которую его противники сбросили с пьедестала и утащили. Конечно, близкий соратник Неро не случайно попал под статую. Однако выяснилось, что благодетель императора косвенно участвовал в убийстве своей любимицы.

Гладиатричи – отважные женщины-гладиаторы Рима

Мало что известно о женщинах-гладиаторах (гладиаторах) — в мире существует всего дюжина литературных фрагментов и барельеф с эпиграммой, найденный в Галикарнасе, датируемый II веком нашей эры и находящийся сейчас в Британском музее.

Впервые их упоминает в своих трудах древнеримский историк и писатель Публий Корнелий Тацит. Согласно ее описанию, первые боевые действия на аренах между женщинами относятся к 63 году до нашей эры. Во время правления Нерона вольноотпущенник Патробио организовал для императора необычные гладиаторские бои, в которых участвовали женщины. Великолепное представление было приурочено к визиту армянского царя Тиридата I.

Древняя бронзовая статуэтка, найденная на складах Гамбургского музея искусств археологом из Гранадского университета Альфонсо Маньясом, может служить одним из доказательств существования гладиаторов в Риме. Согласно его заключению, в руках статуи находится сика, короткий изогнутый кинжал, который был обычным оружием фракийцев и даков. Как отмечает сам историк, «появление на арене обнаженных женщин-гладиаторов произвело на толпу волнующее впечатление. Наблюдение за женщинами в их нетипичных ролях стимулировало мужское воображение и либидо».

Согласно некоторым легендам, список женщин-гладиаторов мог возглавить Герардеска Мануцио, 28-летняя беглая рабыня, присоединившаяся к восстанию Спартака. Соблазнительная черноволосая красавица и бывшая куртизанка, она быстро освоила боевые приемы и сражалась вместе с мужчинами. После разгрома армии Спартака плененный Герардеску, как и остальные беглые рабы, ожидал казни. Однако сам Лициний Красс простил женщину, предоставив ей возможность сражаться на арене, как римские гладиаторы. По разным данным, он выиграл двести боев. Смерть застала Герардеску на арене в битве с двумя гномами, один из которых подошел к гладиатору сзади и ударил ее ножом, вонзив трезубец ей в спину.

Среди гладиаторов были и женщины

Историки не уверены, когда именно женщина впервые вышла на арену в качестве гладиатора, но в I веке нашей эры это стало обычным явлением в Риме. Хотя игровая аудитория часто не воспринимала женщин-воинов всерьез, император Домициан, например, любил сражения с их участием и часто поощрял женские битвы с гномами. Женщины тоже принимали участие в боях с животными, но в целом их появление на арене прекратилось к концу 200 г н.э.

Снайпер с луком

Римская публика любила наблюдать за охотой на диких животных не меньше, чем за гладиаторскими сражениями. Охотники были бестиариями и охотниками, вооруженными короткими копьями или луками. На арену были выпущены львы, леопарды, тигры, пантеры, медведи, слоны, носороги. Иногда происходили настоящие бои между людьми и животными. Охота на газелей и быков была менее увлекательной. В одном спектакле зрители смогли увидеть гибель более ста животных.
Люциус Коммод иногда вступал в открытые бои с опасными и сильными животными. Предположительно, он был способен пронзить слона копьем, но обычно стрелял из лука или металлических дротиков по животным прямо из своего ящика, который находился рядом с самой ареной, но стоял примерно в двух метрах над ней. Ящик на всякий случай защищал от хищников забором, что не мешало императору охотиться в свое удовольствие.
Люциус был отличным стрелком и безупречно бил. Историк Дион Кассий, наблюдавший за ним в Колизее, писал, что однажды в день император выстрелил в сотню львов, потратив ровно столько же стрел.
После хищников настала очередь африканских страусов. Император отрезал этим быстро движущимся птицам, почти три метра, головы, не умеющие летать, специальными стрелами с наконечниками в форме полумесяца. Если бы обезглавленный страус смог пробежать еще несколько метров, император и публика громкими криками выразили свое одобрение.
Однажды император решил продлить удовольствие и заодно достичь страха патрициев. Он спустился на арену за страусиными головами и, собрав дюжину, бросил их в ложи нескольких сенаторов. Они восприняли этот жест как предположение, что не могут избежать обезглавливания.

Гладиаторы имели свою классификацию

К тому времени, когда появился Колизей (около 80 г н.э.), гладиаторские турниры превратились из регулярных кровопролитных сражений в полномасштабные сражения с высокой организацией как настоящий спорт. У бойцов была своя классификация, основанная на их боевом опыте, владении определенным стилем боя или оружием.

Самыми популярными были гопломахи и мурмиллоны. Первые были вооружены копьем, кинжалом и щитом, вторые — гладиусом (меч длиной 40-50 см) и большим прямоугольным щитом римских легионеров. Были и обыкновенные, выходившие на арену верхом на лошадях, и эсседары — воины на колесницах. Димахер сражался двумя мечами одновременно, держа по одному в каждой руке. Но самым необычным из популярных видов гладиаторов были резиарии, вооруженные только сетью и трезубцем. С одной стороны, этот боец ​​мог запутать противника своей сетью и проткнуть его с расстояния с помощью трезубца, но как только он потерял это преимущество и попал в рукопашный бой, ретиарий наскочил на трудности.

Культура

Конечно, столь значимое явление не могло отразиться на культуре. Многих художников вдохновляли гладиаторские бои.

Картины

В 1872 году французский художник Жан-Леон Жером увековечил трагический момент на своем полотне «Большой палец навстречу», что с латыни переводится как «поворот большого пальца».

Картина поворачивает большой палец в сторону Жан-Леон Жером 1872

Изображение передает всю гамму эмоций — и ожидание победителя, и единодушный вердикт разгоряченной толпы, и судьбу аутсайдера, признающего свое поражение. Шедевр сейчас находится в Художественном музеев Фениксе, штат Аризона.

Целый цикл воинам посвятил итальянский художник Джорджо де Кирико).

Картина `` Гладиаторы '' Джорджо де Кирико

Впечатляющий портрет «Гладиатор» был создан в 2008 году Андреем Шишкиным.

В музыке

Группа «Ария», в репертуаре которой немало успехов на исторические темы, не обошла вниманием и эпоху Древнего Рима.

Песня «Колизей», представленная публике в 2002 году, ярко повествует о судьбе заключенного, ставшего гладиатором. Автор текста Александр Елин умел подобрать очень выразительные слова, позволяющие прочувствовать чувства героя и атмосферу сражений.

История гладиатора Коммода

Древнеримская мораль требовала, чтобы гладиаторы Рима выходили на арену из низших социальных слоев общества. Однако, несмотря на это, по свидетельству летописцев, некоторые императоры также выступали публично.

Самым известным из них был Коммод (161-192 гг.), Восемнадцатый римский император, фанатично увлеченный гладиаторскими боями. Подражая подвигам легендарного Геракла, он явился на арену в шкуре льва, чтобы сразиться со свирепыми животными и однажды в день убил даже сотню львов. Однако известный римский летописец Кассий Дион (155–235 гг. Н.э.) отмечал, что император был опытным лучником, умевшим поразить бегущим страусом этим оружием прямо в голову. Обезглавив птицу, Коммод отнес голову к передним рядам амфитеатра, где сидели видные деятели и сенаторы. Однако они находили его действия более смешными, чем пугающими, и часто жевали лавровый лист, чтобы не выдать себя смехом.

Коммод, будучи левшой, чрезвычайно гордился этим фактом и, выступая в боях с гладиаторами, всегда побеждал. Однако римляне считали его бои постыдными, так как больные или инвалиды, а также пленные раненые солдаты падали на арену в качестве предполагаемой жертвы, чем разозлили военных офицеров Рима. Возможно, в будущем это стало причиной убийства Коммода.

Знаменитый жест «большим пальцем» не означал пощаду

Если гладиатор был ранен или разоружен в бою, его судьба оставалась в руках общественности. Например, на турнирах, проводимых в Колизее, последнее слово в спасении жизни солдата оставалось за императором. Но организаторы игр, а иногда и сами правители часто позволяли толпе решать судьбу гладиатора. В то же время в фильмах и других произведениях мы привыкли видеть жест «большого пальца», который определил мнение публики или монарха: большой палец вверх — он будет жить, вниз — смерть.

Ведь, как говорят историки, высунутый большой палец (как бы то ни было) означал обнаженный меч и, как следствие, смерть для гладиатора. В то время как палец, спрятанный в кулаке, наоборот, символизировал оружие в ножнах и сулил воину милость. Хотя порой толпа обходилась без жестов и определяла судьбу гладиатора привычными криками: «Пощады!» или «Убей его!».

Сооружения – где проходили бои?

Первые бои проходили на городских рынках, где были просторы. Чтобы вельможи могли насладиться зрелищем со всеми удобствами, на холмах для них были сооружены временные места. Сражения набирали все большую популярность, требовались специальные сооружения.

Изначально амфитеатры были деревянными. Каменное здание было построено в Риме в 29 г до н.э. Плиний вспоминает, что оно вмещало около 80 тысяч зрителей, имело три этажа, украшенные статуями и отделанные мрамором. 35 лет спустя пожар уничтожил этот амфитеатр, так как он был построен на деревянном каркасе.

Амфитеатр

В 80 г н.э римский народ получил поистине имперский подарок. Тит Флавий Веспасиан построил амфитеатр, остатки которого мы можем видеть сегодня: Колизей).

Колизей в Риме - место гладиаторских сражений

Великолепное строение было настоящим чудом инженерной мысли.

Здесь все было отлично. Под полом арены находилась хитрая система коридоров, в которых находились невероятные механические устройства для изменения декораций.

Особое внимание было уделено удобству зрителей: на входе у них была возможность купить различные сувениры, а специальный персонал помог найти свои места. Дворяне наблюдали за сражениями, удобно устроившись на трибунах в тени навесов. Плебс встал повыше и все время действия стоял.

В коридорах, ведущих к трибунам, кипела жизнь. Многочисленные купцы хвалили свои товары, предлагали различные деликатесы и списки гладиаторов, переполненные людьми, взволнованными надвигающимися битвами.

Обращает на себя внимание форма амфитеатра. Арена была хорошо видна даже из самых неудачных мест, и каждый звук был отчетливо слышен.

Непобедимый секутор

За 12 лет своего правления Коммод не проиграл ни одной битвы у Колизея. Он вышел на арену — высокий, сильный, с легкой бородой — и, конечно, не мог не радовать публику. Коммода обучили искусству боя лучшие гладиаторы, и постепенно он стал отличным борцом. Во время тренировочных сражений император не почувствовал пощады и забил до смерти свои живые «учебные пособия».
В левой руке он держал меч, а в правой — щит и восхищал публику необычными боевыми приемами. На публике император не убивал своих соперников, а лишь наносил им ранения. Таким образом, гладиаторы могли гордо демонстрировать «имперские шрамы» на всю оставшуюся жизнь. Бой закончился, когда противник сдался.
Коммод вышел на арену в фиолетовом плаще, перекинутом через левое плечо. Сняв его, он предстал перед публикой в ​​образе гладиатора-секьютора. Он был вооружен коротким гладиусным мечом, большим прямоугольным щитом и шлемом, закрывающим его лицо. Обычно ему противостоял ретиарий, вооруженный боевым трезубцем с длинным древком, кинжалом и сетью, чтобы запутать врага. Иногда он выбирал другого соперника из тринадцати существовавших тогда типов гладиаторов. Император мало рисковал: историк Иродиан, современник Коммода, писал, что обычно бойцы шли против него с деревянным оружием.

Гладиаторские бои изначально являлись частью похоронных церемоний

Несмотря на то, что многие древние летописцы писали о гладиаторских битвах как о культурной плантации этрусков, большинство современных историков связывают это явление с погребальными традициями. Изначально гладиаторские бои сопровождали погребальные обряды богатой знати. Это было своего рода посмертное признание достоинств умершего, которое он проявлял на протяжении всей своей жизни. Согласно древнеримским писателям Тертуллиану и Фесту, римляне верили, что человеческая кровь помогает очистить душу умершего. То есть гладиаторские бои в этом смысле были чем-то вроде человеческих жертвоприношений. Традиция похоронных игр приобрела еще большее значение во время правления Юлия Цезаря, который организовывал дуэли с участием сотен гладиаторов в честь своих умерших отца и дочери.

Оцените статью
Блог о реконструкции Древнего Рима