Фибула древнерусская: что это такое, разновидности

Общие сведения и назначение

Выясняя, что такое малоберцовая кость, стоит знать, что первые образцы кламмеров относятся к железному и бронзовому веку. Древние предки использовали их для застегивания одежды — плащей и плащей — из кожи или сырого льна. Аксессуар использовали как женщины, так и мужчины. Оригинальные варианты изделия присутствуют в музейных экспонатах античной эпохи, фибулы из захоронений на территории Древней Руси, не менее интересны образцы скандинавских и других культур.

Аксессуар считается предшественником всех современных вариантов крепления. Фибула выполняет функцию пуговиц, брошки, брошки и предназначена для застегивания предметов одежды. Этим аксессуаром накидывались накидки на грудь или плечи; женщины иногда использовали изделие для драпировки подола платья. Фибулы можно увидеть на изображениях воинов из доисторических времен, туниках римских ораторов, роскошных одеждах знати Древней Руси.

Древняя заколка для волос состоит из иглы и туловища, которое часто выполнено в виде ободка с открытыми концами. Подковообразная конструкция с загнутыми или шаровидными концами обеспечивает надежную фиксацию иглы в нужном положении. Круг имеет богатый дизайн с кристаллами, гравировкой, витыми элементами.

Исторически аксессуар выполняет двойную функцию. Например, декоративная пряжка богато украшена, часто сделана из драгоценных металлов. Например, шотландские кельты предпочитали золотые заколки для волос с драгоценными камнями. Если воин умирал, не оставив ничего, они продавали малоберцовую кость и на вырученные деньги устраивали похороны.

Малоберцовая кость
Как выглядит фибула

Аксессуар также наделил магические свойства и использовался как талисман. Видимо, именно этим и определяется сакральный смысл броши, которую носят сглаз и повреждают. Интересно, что латинский термин «малоберцовая кость» изначально использовался как название для тонких сланцевых костей лошади. В доисторические времена именно они выполняли функцию крепления одежды предков.

Что такое фибула? Применение и фото фибулы

«Фибула» — латинское слово. Переводится как «закрытие» или «булавка». Описание расплывчатое. В 21 веке известны сотни различных зажимов. Но малоберцовая кость была одной из первых.

Поэтому слово «закрытие» подходит всем. Копнув глубже, оригинальный латинский термин «малоберцовая кость» использовался в качестве названия сланцевых костей лошадей. Связывать с собой одежду начали еще в доисторический период.

Но современный вид малоберцовая кость приобрела в бронзовом веке. С тех пор изделие стало не просто застежкой, а особым видом булавки. Итак, пришло время подробных познаний.

Все броши созданы на основе двусторонней пружины. Он был изобретен как раз к началу бронзового века. У ближайшего родственника в ряду застежек имеется английская булавка, пружина односторонняя. Брошь состоит из иголки и туловища. Но тело часто имеет форму бордюра. Детали стали приобретать вид Византии.

Традиция сохранилась до наших дней. Обычно круг открытый (брошь-подкова). Концы его загнутые или сферические. Это удерживает иглу на краю. Отдельные модели практически вышли из строя. Они непрактичны. Игла потеряна.

Замковые кольца обычно большие и богато декорированы. Не обязательно с использованием драгоценных материалов. Но без гравировки, кристаллов, витых элементов. Брошь исторически играла двойную роль не только для брошки, но и для украшения .

Поэтому щедро декорирован иглодержатель. Кельты из Шотландии старались приобретать исключительно золотые броши с драгоценными камнями. Они были востребованы среди воинов.

Плащи застегивались орнаментом. Многие погибли, не оставив после себя ничего, кроме славы. В этом случае застежка-булавка была продана, чтобы на вырученные средства организовать похороны воина.

Брошь фиксируется в три этапа. Ткань протыкается иглой. Точка рисуется снизу вверх, входя в отверстие в круге.

Последнее действие — обернуть иглу вокруг одного конца застежки. В результате ткань держится во всех плоскостях. Английская булавка фиксирует предмет только в вертикальном направлении. Брошь также фиксирует ткань в горизонтальной плоскости благодаря ткацкому станку, который прижимает материал вниз.

У старинной застежки есть еще один «козырь» перед английской булавкой. Последний называется безопасным. Но это относительно, ведь изделия часто расстегиваются, например, когда ткань находится под большим натяжением.

Отверстие для булавки после фиксации становится маленьким для иглы. Кроме того, материя фиксируется как по горизонтали, так и по вертикали. Возможность отсоединения зажима исключена. Брошь безопасна вне зависимости от модели. Кстати, о моделях. Хотя застежки-подковы обрели популярность, есть и другие примеры. Рассмотрим малоизвестные виды затяжки.

Пойдем по убыванию популярности. Наиболее близкой к выкройке подковы является римская брошь. Он тоже закругленный, но круг не открытый. Но в нем есть узкая бороздка, в которой держится игла.

Венгерская брошь почти забыта. Это ближе к тому стержню, который его вытеснил. Венгерские зажимы были проволочными. Один конец загнули катушкой, превратив ее в иглу.

Другой конец лука тоже был изогнут. Получившееся отверстие служило опорой для наконечника. Преднестовая малоберцовая кость относится к венгерскому типу. Он получил свое название от места, где был найден, древнеримского города Пренесте. Артефакт примечателен своей надписью. Считается старейшим свидетельством латинского письма.

Скандинавская малоберцовая кость канула в лету. Это как раз тот, у которого структура отдельная. Игла прикреплена к луку, а не его часть.

Кстати, утратившие популярность пряжки арки тоже делятся по типам. Арки имеют форму полукруга. Лопатки похожи на них, но значительно утолщены посередине. Последний тип — змеевидные арки. Это замысловатые кривые.

Броши стали массовым явлением в бронзовом веке и были популярны до конца средневековья. В XVI веке застежки использовались только для захвата тканей и в качестве украшений .

Но во времена Римской империи тиски использовались также для крайней плоти женщин. Так, древние мужчины старались уважать дам приличия при виде обнаженных гладиаторов, спортсменок.

Щипцы были тонкими, без иглы. Специальная надпись: так выделялась и благочестивая брошь. Мужчины соглашались покупать только те модели, на которых было выгравировано: — «Не выдаётся запрашивающим».

В «золотой» век фибулы часто служили амулетами. Стереотип о том, что застежка может защитить от злых духов и сглаза, перешел на английские булавки. Многие наверняка слышали совет прикрепить булавку к своей одежде или детскому костюму в качестве своеобразного «телохранителя».

В 21 веке классические броши продаются только в тематических магазинах, торгующих антиквариатом и антиквариатом. Укупорка не производится серийно. Антикварные магазины могут не иметь в своем ассортименте клипсу.

Если цель — винтажный образ, а не историческая достоверность аксессуара, подойдет брошь своими руками. Римская заколка или заколка в виде подковы состоит из обычных шпилек. Один из них вытягивается и образует кольцо.

Концы другого перекручены много раз. Вот так получается брошь. Фото с мастер-класса говорят о том, что осталось обить каркас кожей или ее заменой. Для «иголки» также изготавливается кожаный чехол.

Его нижний край длиннее верхнего. Это необходимо, чтобы вставить булавку в «карман» и при этом оставить участок, который будет прикрепляться к кольцу. Участок без металлического элемента позволит свободно манипулировать иглой.

Хотя широкая публика забыла о пряжке, ее название осталось живым. Например, есть салон красоты «Фибула». На сайте компании не разъясняется выбор названия, но есть перечень услуг. Стрижки для мужчин и женщин, укладка, покраска, ногти и педикюр: все это предлагает Fibula в Самаре.

Также специалисты компании содержат косметологический кабинет, предлагают спа-процедуры и посещение солярия. Салон «Фибула» в Самаре считается собственностью жителей города.

О «Фибуле» оставляют только лестные отзывы. Кто знает, знают ли их авторы, как называется их любимый салон? Возможно, после прочтения этой статьи ценителей истории станет больше.

Составные части фибулы

Укупорка со временем менялась, но очень часто встречается объект, состоящий из следующих частей:

  • Игла для завязывания одежды.
  • Держатель иглы. Это паз или узкая опора, куда идет конец иглы. Иглодержатель нужен для удержания иглы в одном положении и защиты пальцев от укусов.
  • Тело или бант броши.
  • Пружина для соединения иглы с бантом.

В доисторический период малоберцовая кость претерпела множество изменений. Каждая эпоха оставила свой след: изменилась арка, предмет также стал выполнять роль орнамента. Изменился механизм действия пружины и иглодержателя, работа которого зависела от пригодности застежки и так далее.

Итак, малоберцовая кость — что это? Самая простая застежка состояла из канцелярской скрепки и иглы. В сохранившемся до наших дней предмете отчетливо просматривается первоначальная форма: квадрат или круг. После того, как изделие стали использовать и в качестве украшения, его стали красить эмалью, наносить узор и дорогие камни. Эти украшения с застежками носили и мужчины, и женская половина человечества. Брошь нужна была для завязывания одежды, чаще всего плаща. В древности они служили плащом, как одеяло, концы которого нужно было завязать.

штырь

Впоследствии брошь трансформировалась в своеобразную брошь, которой закалывались концы платка и воротники. Со временем застежка исчезла, а брошь осталась украшением, которое женщины носят до сих пор.

Дальнейшее построение броши состоит из тела и иголки. Туловище было выполнено в виде открытого подола (в форме подковы), именно такие броши стали очень распространенными. В зависимости от состояния владелец украшения украшал ободок и игольницу дорогими камнями, металлами или узором.

Виды брошей – античные и современные

Слово «брошь» (англ. Brooch) происходит от французского «broche», что означает «длинная игла». Такое название объясняется первоначальным предназначением броши — застегивать одежду. А необходимость связывать одежду возникла, когда человек впервые надел что-то большее, чем стринги. Поэтому неудивительно, что история броши практически такая же, как и история человечества.

Строение и принцип действия

Брошь-шпилька была сделана из металла. Это прочная застежка, с помощью которой удобно фиксировать грубые ткани, кожаные плащи, одежду плотной консистенции. В основе конструкции — двухсторонняя пружина, изобретенная в начале бронзового века. Английская булавка — современный аналог пряжки — имеет одностороннюю пружину.

Конструктивные элементы аксессуара:

  • туловище в форме квадрата, круга или дуги;
  • игла или булавка с заостренным концом;
  • иглодержатель в виде паза или примитивного блока;
  • пружинный механизм, соединяющий иглу с корпусом.

Самая простая конструкция — это скрепка и иголка. В корпусе предусмотрен иглодержатель в виде узкой канавки, в которую вставляется острый конец штифта. Основание иглы имеет пружинный механизм для плотного прилегания к корпусу.

Принцип работы первого аналога пряжки:

  • при помощи иглы проткнуть материал, соединив концы накидки на плечах или груди;
  • закрепите конец иглы, вставив его в подходящий иглодержатель в корпусе.

Механизм предохранительной шпильки обеспечивает фиксацию материала только в вертикальной плоскости. Наличие рамки в старинном варианте застежки позволяет застегивать ткань горизонтально, нажимая сверху.

Виды и формы фибул

Известные варианты аксессуаров классифицируются по различным критериям, включая форму, дату и место раскопок:

  1. Дизайн римской броши наиболее близок к узору подковы, она имеет округлую форму, к тому же край не открыт, а в качестве опоры кончика предусмотрен паз.
  2. Венгерская брошь представляет собой прочную проволочную конструкцию, напоминающую традиционную английскую булавку. Механизм фиксации заключается в том, что один конец после вращения спирали представляет собой иглу, а другой конец служит иглодержателем.
  3. Скандинавская малоберцовая кость, в отличие от венгерской цельной застежки, имеет отдельные элементы, которые накладываются друг на друга.
  4. Греческая брошь имеет 2 или 4 спиральных круга, булавка выходит из одной спирали и застегивается в другой, захватывая одежду.

Малоберцовая кость
Венгерская малоберцовая кость

Преднестовая версия старинного чехла для одежды венгерского типа. Надпись была найдена на артефакте, найденном при раскопках древнеримского города Пренесте, который считается древнейшим свидетельством латинской письменности.

Фибулы и аграфы – самые древние разновидности броши

Первый аналог броши появился более 5 тысяч лет назад в эпоху бронзы. Она не только отличалась от современной броши дизайном, но и имела другое название — фибула. Брошь была металлической и чаще всего представляла собой круг с двумя отверстиями, в которые продевалась огромная изогнутая булавка, скрепляющая ткань. Но это быстро испортило ткань, и вскоре люди придумали безопасную конструкцию булавки с булавкой в ​​форме шипа. Малоберцовая кость имела много конструктивных разновидностей. Например, венгерская брошь была сделана из цельной металлической проволоки и по своему оформлению напоминала традиционную английскую булавку. А греческая малоберцовая кость состояла из двух или четырех спиральных кругов, соединенных друг с другом. При этом игла выходила из одной спирали и закреплялась на другой.

В средние века, помимо брошек, появлялись аграфы — заколки для волос, которыми крепили воротник рубахи или просто носили как украшение. Позже их стали использовать как заколки для волос. В эпоху Возрождения из-за радикального изменения моды броши и аграфы уступили свои позиции, так как они пришли в негодность, а подвески вошли в моду.

Хальштаттские фибулы

В могильнике Гальштат среди различных форм фибул курсивом были найдены образцы, характерные для этой местности. Большой интерес представляют очки и замки-листочки. Первый тип состоит из пары соединенных друг с другом спиральных кругов, по форме напоминающих венгерские, скандинавские и греческие броши. Поскольку они были раскопаны в Гальштате, они получили соответствующее обозначение — тип Гальштата.

Отличительной особенностью брошей арбалета является то, что спираль представляет собой набор спиральных витков, расположенных перпендикулярно дуге. В отдельных застежках-пластинках конец иглодержателя украшен миниатюрной головой животного или человека, откинутой назад или направленной вверх.

декоративная застежка

письменности италийских фибул

Варианты, выделенные курсивом, имеют различные формы арок и впечатляют разнообразием конструкции механизмов. Первые образцы предусматривают иглодержатель в форме спирали, аналогичный венгерским моделям. Более поздние итальянские версии выполнены с подставкой в ​​виде плоской круглой пластины.

Итальянские модели старой формы делятся на следующие группы по закрытию храма:

  • Полукруглый узор относится к первым примерам: арка выполнена в виде части одинаковой толщины по всей длине или с прокладкой на определенных участках, имеет корпус с гладкой поверхностью или декорирована бисерными полосами;
  • ладьевидный. Дужка полой конструкции, изогнутая с выпуклостью в центре, имеет различные варианты иглодержателей;
  • змеевик. Встречаются экземпляры с причудливой дугой, изогнутой по форме, как и другие варианты.

Интересные фибулы курсивом были найдены на кладбище Халльштатт:

  • из очков. Изделие выполнено в виде пары спиральных кружков, соединенных между собой точкой крепления;
  • арбалет. Пряжка имеет множество витков, расположенных перпендикулярно арке.

Впечатляют индивидуальные застежки арбалета, у которых конец держателя выполнен в виде миниатюрной головы или животного человека.

Брошь Севинье — родоначальница современных видов брошей

В нынешней интерпретации брошь появляется только в 17 веке благодаря французскому писателю и любимице короля Людовика XIII мадам де Севинь. Именно она ввела брошь как аксессуар в моду. Мадам де Севинь считала, что завязывание лент или пришивание кулонов к платью — слишком трудоемкая работа. И он изобрел первую брошь в форме банта с кулоном. Такую брошь легко закрепить в нужном месте на платье. Брошь Madame de Sévigne вызвала настоящий бум среди французских модниц, и каждая светская дама считала делом чести иметь в своем арсенале несколько брошей (подробнее об украшениях в стиле барокко). Популярность этого аксессуара объясняется еще и тем, что придворные барышни стали использовать булавки для передачи «секретной» информации. Нося согласованную брошь, дама, например, сообщала определенному человеку, что может принять тайного гостя или получить важные новости.

Так с легкой руки мадам де Севинь этот красивый аксессуар вошел в моду и остается популярным по сей день.

Чертрозские фибулы

образцы Чертроза принято называть удлиненной дугой, плавно переходящей в рифленый иглодержатель пуговицей и одним концом вверх. Такие застежки были обнаружены в большом количестве при раскопках кладбища Чертоца среди других приспособлений итальянского декора.

виды крепежа

Виды застёжек

Среди музейных экспонатов, добытых археологами, есть несколько видов брошей. У всех этих старинных застежек есть свои названия, в зависимости от времени и людей, которым они принадлежали. Известны следующие пины:

  • Греческий и римский.
  • Венгерский и скандинавский.
  • Византийский и другие.

У некоторых народов броши были не только застежками для одежды и украшений, но и использовались как амулеты от злых духов и зла. После появления французской броши на нее была передана защитная функция.

В Венгрии броши изначально изготавливались исключительно из проволоки. Механизм изделия был следующим: один из концов лука, сделав небольшой виток спирали, переходил в иглу, а второй конец, также закрученный по спирали, являлся ее опорой.

Скандинавские броши, скорее всего, произошли от венгерских, их отличие заключалось в следующем: игла и лук не были одним целым, элементы накладывались друг на друга.

одежда и аксессуары

Греческая металлическая застежка для одежды в основном состояла из пары или четырех спиральных кругов, соединенных вместе. Игла выходила из одной спирали и закреплялась на другой. Спиральная форма иглодержателя свидетельствует о неразрывной связи греческих драгоценностей со скандинавскими и венгерскими драгоценностями. Кроме того, подобные аксессуары для одежды были найдены во время раскопок на юге Италии и в некоторых районах Центральной Европы, откуда они, скорее всего, пришли из Греции.

Курсивные булавки самые разнообразные по механизму действия и форме основания. В древнеитальянских фибулах строение иглодержателя практически не отличается от скандинавского и венгерского, то есть образовано за счет нескольких витков спирали. Но в будущем прослеживается изменение: сначала спиралевидный иглодержатель заменяется плоской круглой пластиной, а через некоторое время появляется пластина с закатанными краями, образующая паз, заканчивающийся пуговицей.

металлическая застежка для одежды

Какие бывают ювелирные броши?

Существует несколько критериев, по которым различают виды брошей.

В зависимости от материала изготовления различают штифты:

  • Ювелирные броши из драгоценных металлов. Они могут быть со вставками и без них. Вставки выполнены из драгоценных или полудрагоценных камней, жемчуга, эмали.
  • Броши для бижутерии из латуни или других сплавов. Такие броши украшают полудрагоценные камни, стразы, трубы или кристаллы Сваровски.
  • Броши из других материалов: полимерной глины, пластика, кожи, бус, дерева, ткани, шерстяного фетра. Эти украшения часто изготавливаются вручную (броши в технике ручной работы), что придает им особый шарм.

Броши также различаются по типу декоративной обработки и делятся на следующие виды:

Броши из металла, кости, пластика и др. ажурные металлические броши изготавливаются ажурной вырезкой или штамповкой, а также в технике филиграни. Броши из кости, пластика или других поделочных материалов изготавливаются путем вырезания ажурного орнамента.

Гладкие броши. Гладкие броши состоят в основном из крупного поделочного камня, например, ландшафтного или ландшафтного агата. Часто вокруг камня кладут много мелких камешков, чтобы затемнить его.

Броши-самоцветы — выполнены в виде рельефов на камнях. Камеи с барельефами (то есть выпуклым и выступающим изображением) называют камеями. Напротив, драгоценные броши с утопленным «горельефным» изображением назывались «глубокой печати». Такие украшения ценились не только как украшения (часто сделанные из драгоценных камней или ракушек), но даже больше как произведения искусства: миниатюры с различной тематикой, портреты и жанровые сцены.

Броши с камеями — это вечная классика ювелирного искусства. Это изображение, выполненное на драгоценном или полудрагоценном камне овальной формы в технике барельефа с тщательно вырезанными деталями. Барельеф камеи обычно светлый — белый, молочный, слоновая кость, бежевый, а основной овал — темный, обычно черный, синий, коричневый или красный. Наиболее распространенная эпизодическая сцена — изящный профиль женской головы с четко очерченными волосами, шеей и лицом. Но также камеи изображают портреты известных людей, ангелов, небольшие сюжеты античной мифологии, сцены повседневной жизни, цветы. Сегодня камеи изготавливаются из разных материалов, но традиционно из агата, яшмы, оникса, разного кварца. Овал камей отделан драгоценным металлом, украшен жемчугом и драгоценными камнями. Императрица Екатерина II была большой любительницей камей и называла свою любовь к этим драгоценностям «каменной болезнью». Именно из-за большой любви императрицы к камеям началась массовая добыча драгоценных и полудрагоценных камней с Уральских гор.

Броши с вырезом. Это тоже своего рода самоцвет, а не камея, так как изображение выполнено в технике глубокого рельефа (негатива). Резьба вырезана по драгоценным или полудрагоценным камням, стеклу. Овал резьбы также часто обрабатывают металлом, украшают камнями или жемчугом.

Булавки эмалевые. Основа этих брошей изготавливается из золота, серебра, меди, реже латуни. На основу устанавливается эмаль. В них используются разные техники наложения: расписная эмаль, воспроизводящая различные мотивы (например, знаменитая ростовская эмаль), перегородчатая эмаль (техника клаузен), выемчатая эмаль (так называемая выемчатая техника). Эмалевые броши часто представляют собой искусно выполненные художественные миниатюры, которые дополняют украшения по периметру (подробнее о украшениях с горячей и холодной эмалью).

Броши из мозаики. Обычно они изготавливаются из эмали — специально подготовленного стекла, имеющего самые разные цвета. Мозаика состоит из небольших эмалевых плиток, которые в зависимости от композиции приклеиваются к основе броши специальной мастикой. Поверхность мозаики гладкая. Эта техника называется микромозаикой.

Выделяют и некоторые другие разновидности этого аксессуара:

Брошь для броши. В последнее время особой популярностью пользуется этот вид брошей. Как следует из названия, это булавка, на которую нанизываются различные дополнения. На такую ​​брошь можно положить много разных камешков, кулонов и цепочек, что позволит почувствовать себя дизайнером.

Брошь-шпилька. Крепится к подолу одежды как зажим. Также эта брошь используется как заколка для волос.

Брошь-игла (булавка — от английского pin), которая крепится специальной надежной иглой.

Строение и принцип Заколку

действие малоберцовой кости было металлическим. Это прочная застежка, с помощью которой удобно фиксировать грубые ткани, кожаные накидки, платья с плотной основой. В сюжете сооружения — двухсторонняя пружина, изобретенная в начале бронзового века. Современный английский — штифты аналога пряжки — имеют одностороннюю пружину.

Строительные аксессуары:

  • туловище в форме квадрата или круга дуги;
  • игла или булавка с заостренным концом;
  • иглодержатель в виде паза или примитивного блока;
  • пружинный механизм, соединяющий иглу с простейшим.

вариант оформления корпуса — иголка и канцелярская скрепка. В корпусе предусмотрен иглодержатель в виде узкой бороздки, в которую вставляется острый конец основы. Штифт иглы имеет плотно пружинный механизм для фиксации на корпусе.

Принцип работы аналога первой застежки:

  • при помощи иглы проткните, соединяя, концы плащевого материала на плечах или закрепите его;
  • грудь иглы, вставив ее в специальный иглодержатель в корпусе.

Механизм английской булавки предусматривает фиксацию материала только на вертикальном каркасе, наличие в старинном варианте застежки позволяет закрепить ткань также горизонтально, нажимая сверху.

Разновидности италийских фибул

Итальянские варианты имеют различные формы арок и впечатляют разнообразием строительных механизмов. В первых примерах используется спиральная конструкция иглодержателя, аналогичная венгерским моделям. Последние итальянские версии производятся с плоскими круглыми держателями тарелок.

Итальянские модели старинной пряжки в форме банта делятся на следующие группы:

  • полукруглый. Модель относится к первым образцам. Арка выполняется в виде части одинаковой толщины по всей длине или с уплотнением на определенных участках. Корпус имеет гладкую поверхность или декорирован полосами, декорирован бусинками;
  • ладьевидный. Дуга полой арочной конструкции с утолщением посередине имеет различные варианты иглодержателя;
  • змеевик. Есть примеры с изогнутым бантом причудливых форм, как и другие варианты.

Штрихи имеют удлиненную дугу, на конце которой находится иглодержатель с пуговицей и намотанным концом.

Интересные образцы фибул курсивной формы были обнаружены на кладбище Гальштат:

  • из очков. Изделие выполнено в виде пары спиральных кружков, соединенных между собой точкой крепления;
  • арбалет. Зажим имеет множество витков спирали с положением, перпендикулярным стержню.

Впечатляет конструкция отдельных застежек арбалета, у которой конец держателя выполнен в виде миниатюрной головы животного или человека.

Подковообразные фибулы

Изделия напоминают форму подковы, варианты отличаются сечением корпуса и дизайном концов.

Спиралеконечные

Для изготовления изделий концы загнуты в трубку. По конструкции арки делятся на плоские, прямоугольные, круглые, четырехгранные, треугольные. Чаще всего модели со спиральными концами изготавливают из латуни и многокомпонентного сплава с преобладанием цинка.

При раскопках на территории России на Тимеревском и Михайловском кладбищах, Гнездово, в курганах Владимира и Ладоги были обнаружены спиральные заостренные булавки, родиной которых считается Швеция. В Новгороде найдено 6 подковообразных застежек, датируемых X веком и считающихся древнейшими образцами.

С ромбовидными концами

Массивные сросшиеся образцы с ромбовидными концами, найденные в Ярославской губернии и Новгородском кургане, относятся к X-XI векам. Ромбы серебряные. Подобные варианты изделия встречаются исключительно в погребениях мужчин, на плече.

В новгородской коллекции также можно увидеть следующие варианты брошей в форме подковы:

  • с гранеными головками;
  • с воронкообразными концами;
  • ромбическое сечение с гранеными головками;
  • с макушками;
  • с конусообразными головками.

Впечатляет дизайн подковообразных зажимов с зооморфными концами, которые имеют форму головы дракона. Находка захоронений 10 века выполнена из латуни, из слоев 14 века — из бронзы.

Кольцевидные фабулы

Выкройка представляет собой плоский или круг из круглой проволоки. Кольцевые пластинчатые образцы, найденные в Новгороде, Полоцке и Карелии, изготовлены по восковой модели и датируются XII-XIV вв. Некоторые из них гладкие, есть экземпляры с насечкой, косыми штрихами и ажурным цветочным узором.Кольцо переплетения

Сердцевидные фабулы

Очертания ажурной слитной крышки, обнаруженной в слое XIII века в Новгороде, выгравированы двумя человеческими фигурами впереди. Предполагаемым местом изготовления экземпляра считается Германия, а способ представления фигур напоминает Тристана и Изольду.

Еще один бронзовый зажим в форме сердца с цветочным орнаментом относится к XII-XIII векам.

Оцените статью
Блог о реконструкции Древнего Рима