Безгласные домохозяйки, бесправные гетеры и ученицы Пифагора: интеллектуалки и мизогиния в Древней Греции

Женщина на троне Кносса

Исторически и географически критская (минойская) цивилизация находится между египетской и микенской. Достоверных сведений о нем мало, только результаты раскопок, по-разному истолкованные разными исследователями. Не сохранилось ни одного исторически достоверного названия, ни критской литературы, написанной древним линейным письмом А, для которого использовались глиняные таблички, как в Месопотамии, но знаки не выдавливались, а были нарисованы остроконечными палками, такими как египетские иероглифы.

Однако минойские фрески указывают на то, что женщины играли значительную роль в критском обществе. Как и в Древнем Египте, женщины на этих изображениях участвуют в священной и повседневной жизни. Они появляются в центре ритуальных церемоний и на почетных местах среди зрителей, а мужчины сидят позади них и по бокам. Женщины получают подарки, прыгают на быков и, по словам Ю. В. Андреев, «величественно посмотрите на праздничную суету, которая их окружает, с крыш своих домов». Женщинам принадлежит верховная власть вместе с ее атрибутом: обоюдоострым топором-лабрис. Они преподносят богине бусы, танцуют на городской площади и смотрят, как прибывают корабли.

Фриц Шахермейр пишет, что, в отличие от искусства других древних цивилизаций, минойцы на удивление безразличны к изображению сражений, охоты и совокупления, что также указывает на феминистские ориентиры критской культуры. Любопытно, что прекрасно сохранившийся «трон» Кносского дворца прямо указывает на женскую анатомию его владельца, а вовсе не на мужской, как лорд Эванс истолковал исходя из инерции западной культуры.

Занятия греческих женщин

Женщины из бедных семей работали так же, как и мужчины. Тяжелая ситуация заставляла их выполнять унизительную работу и работать медсестрами. Многие зарабатывали деньги крестьянским трудом. Типичным изображением утра в Элладе было раннее пробуждение женщины, которая рано утром выводила быков на пастбище. После этого она готовила мужу еду, кормила детей, ткала одежду для всей семьи, доила коз, обрабатывала огород, стирала кучу одежды в ручье.

Гетеросексуалы были образованными женщинами и знакомы с искусствами. Многие из них славились своим духом, к ним стекалась молодежь, чтобы послушать отрывки из греческих опер или красивые песни.

Свадебные обряды

Закон разрешал браки только между гражданами греческих городов-государств. Греки могли жениться только на свободных гречанках; браки с иностранками и рабынями были запрещены.

Они поженились зимой, в полнолуние, в дни, посвященные богине Гере. Перед свадебной церемонией в доме невесты приносили жертвы языческим богам. Прежде всего, бог Аполлон мог обрадоваться, подарив ему прядь волос невесты. Двери невесты были украшены венками из оливковых деревьев, и жених пришел сюда с друзьями и семьей. Отец невесты произнес речь о том, что девушка сейчас уезжает из дома к мужу. Потом началась вечеринка. Свадебные торжества сопровождались совместным ужином мужчин и женщин, во время которого их угощали тортами с кунжутом и медом. На вечеринке женщины сидели в дальнем от мужчин углу комнаты, но разговоры носили общий характер.

Вечером невеста села в карету под музыку флейты, звучали свадебные песни. Прохожие пожелали супругам счастливого будущего, они исполнили религиозные песни, посвященные Девственной плеве. Свадебный кортеж подошел к резиденции жениха, где всех встретила мать жениха. Из дома выбежал мальчик с корзиной фруктов и спел гимн. На удачу невесте приходилось есть айву или инжир. Затем начался спектакль: девушка как бы не хотела входить в дом, родственники защищают мужа от невесты, а затем муж «похищает» невесту и вводит ее в свой дом. Молодая жена в доме мужа у очага пела гимны и совершала ритуальные действия под пение хора девушек, за что считалось, что предки ее мужа стали его родственниками. На этом торжества закончились.

На следующий день молодожены приняли гостей. Девушка принесла фату в подарок богине Гере и стала настоящей хозяйкой дома.

Обязанности жены

В греческом обществе считалось, что муж на 12-14 лет старше своей жены. Часто бывало, что жене было всего 12-16 лет, а мужу уже 24-30 лет. Прежде чем его жена приступила к своим обязанностям, она выслушивала множество советов от мужа по домашним делам и семейной жизни.

Жена должна оставаться скромной и трудолюбивой. Утром она была обязана заняться домашними делами: будить рабов и дать им работу, ухаживать за имуществом. У женщин была личная половина дома, в которую мужчины не могли войти. Однажды был любопытный случай, когда воры проникли в гинек и начали грабить имущество, но никто из мужчин не обратился на крики женщин.

Обстановка в доме

В холодные дни дом, где жила гречанка после замужества, был неудобным из-за плохого отопления. Второй этаж дома часто сдавался в аренду, и на нижних этажах не было окон. Дома богатых были завалены изысканной мебелью. У хозяина дома был стул с широкой спинкой (трон), на котором мог сидеть только он. В доме было много глиняной посуды. Блестящее металлическое зеркало было самым главным в жизни женщины. Они предпочитали шерстяные платья и прозрачные ткани неизвестного происхождения. Ткани с рисунком были золотисто-коричневыми, серо-синими и пурпурными, которые больше всего нравились гречанкам. Для выхода на улицу надевали пеплос, иногда край этого большого куска ткани обматывали вокруг головы.

Волосы у женщин были густыми и длинными. Они любили использовать лайм, краски для бровей и ресниц. Несвободным гречанкам приходилось стричь волосы.

 

Оцените статью
Блог о реконструкции Древнего Рима