- Как ошарашить французов?
- Яномами(Венесуэла — Бразилия)
- Когда французские солдаты увидели, с кем им предстоит воевать, они оторопели. Они не понимали, как воевать с дамами
- Амазонки в истории мира
- Где амазонки жили
- Вооружение
- Пираха (Бразилия)
- Из охотниц в воительницы
- Ваорани(Эквадор)
- Нарты и амазонки
- Последняя битва
- Где воевали и первые упоменания
- Тикуна (Колумбия — Перу — Бразилия)
- Сарматские женщины
Как ошарашить французов?
Европейские колонизаторы достигли Западной Африки во второй половине XIX века. Главными героями были французы, но на их пути стояла гордая маленькая Дагомея. Европейцы, привыкшие к тому, что их планы легко реализуются, не ожидали сопротивления. Наивно! Они не знали, что участвовали в войне с «Африканской Спартой».
Яномами(Венесуэла — Бразилия)
Они происходят из крови луны, которая когда-то пришла на землю, чтобы пожрать кости великого шамана. В гневе люди атаковали луну стрелами, и она, раненая, вернулась в небеса; их мать — анаконда, на которую напала гарпия: женщины вышли из головы побежденной анаконды, а мужчины — из хвоста.
Из всех коренных народов Амазонки яномами по праву можно назвать самыми известными. Все, кто не принадлежит к яномами, здесь упоминаются как «напа», что дословно переводится как «иностранец, горожанин, опасный иностранец». Их язык не связан с какой-либо другой языковой группой в Южной Америке.
Яномами живут в предгорьях Сьерра-Паримы и в верхней части Ориноко. За исключением некоторых саванн на севере, область Яномами покрыта тропическими лесами. Географический центр территории Яномами в Венесуэле — это область между Сьерра-Парима и Ориноко, включая долины рек Окамо, Манавиче и Мавака. Кроме того, группы яномами живут на бразильской стороне хребта.
Слово «яно» означает «дом», и это показывает важность дома для яномами. Из пальмовых листьев и других лесных материалов они строят общие дома, называемые шабонос. Чабоно — это круглая конструкция из односторонних навесов с открытым пространством посередине. Яномами спят в гамаках. Дети до четырех лет обычно спят с родителями. Яномами рано выходят замуж, иногда — многоженство.
Мужчины охотятся и ловят рыбу с луками, главным оружием Яномами. Женщины ловят рыбу на удочку и крючки.
Ритуалы охватывают все аспекты жизни яномами. Самым ярким из них являются похороны члена племени. Когда кто-то умирает, вся община горько плачет два дня. Тело сжигается в центре шабоно. После кремации проводится ритуал, известный как «реу»: члены общины смешивают небольшое количество золы с водой и пьют ее.
Кроме того, часто проводится обряд ингаляции йопо — это галлюциногенный порошок из коры дерева. Церемонию проводит шаман, присутствующий в каждой деревне. У яномами нет лидеров, общество эгалитарно.
Традиционно яномами не носят одежду. Мужчины просто привязывают член к животу. Женщины для красоты надевают на бюст хлопковые нити. Яномами также делают пирсинг: они пропускают тонкие палочки через нос и нижнюю губу в нескольких местах.
Пища яномами — это плоды их садов, называемых кануко, а также плоды охоты и собирательства. Основной продукт — горькая маниока, из которой готовят булочки из злаков и маниоки, сушат на солнце. Помимо крупной и мелкой дичи пищей яномами часто становятся съедобные личинки.
Когда французские солдаты увидели, с кем им предстоит воевать, они оторопели. Они не понимали, как воевать с дамами
В 1890 году началась Первая франко-дагомейская война. И европейцы вряд ли захотят вспоминать этот период. В первом действительно серьезном сражении они потерпели поражение. Потом еще один. А потом. Командиры в недоумении почесали в затылках, оставшиеся в живых солдаты утопили пережитый ими ужас в алкоголе. Генерал Альфред Амеде Доддс писал в своих мемуарах: «Когда французские солдаты увидели, с кем им предстоит сражаться, они были поражены. Они не понимали, как драться с дамами».
Но гибель товарищей по оружию вкупе с убедительными призывами командования смогли внести необходимые изменения в мировоззрение солдат. Формально эту войну выиграли французы. Но до полного завоевания Дагомеи было еще далеко. И вскоре кровь африканцев и европейцев снова пролилась…
Амазонки в истории мира
В эпоху великих географических открытий река на американском континенте была названа в честь амазонок. Произошло это в 1542 году, когда путешественник Франсиско де Орельяна достиг реки Амазонки.
Историки современной эпохи серьезно восприняли эти дружеские свидетельства древних авторов и попытались выяснить, где и когда могло бы жить такое племя женщин-воинов. Наиболее очевидные места их обитания — Скифское государство и Сарматия, согласно «Повести» Геродота.
Но некоторые авторы все же предпочитают искать легендарных амазонок в Малой Азии или даже на острове Крит. Даже в «Британской энциклопедии», опубликованной в 1911 году, было написано с большим сомнением: «Хотя амазонки — довольно мифический народ, некоторые видят в рассказах о них историческую основу».
Гипотеза о том, что легенды об амазонках основаны на реальной местности, основана на результатах археологических исследований. В частности, изучение сарматских захоронений, инвентарь сарматских гробниц, в которых обнаружено оружие, позволяют предположить, что женщины Сарматии действительно участвовали в сражениях.
Археологические данные подтверждают существование воинов, а также активную роль сарматских женщин в военных кампаниях и общественной жизни. Захоронения вооруженных женщин у сарматов составляют около 25% от общего количества захоронений с оружием.
Где амазонки жили
Об амазонках пишут и римские историки. Чезаре напомнил сенату о завоевании амазонками значительных территорий Азии. Как упоминал историк Страбон, амазонки совершили успешный набег на страны Малой Азии Ликию и Киликию. Филострато помещает амазонок в Таврию. Аммиано — восточнее Танаиса (Дона), примыкает к аланам. И Прокопий говорит, что они живут на Кавказе. Более оригинальным является римский историк Диодор Сицилийский, который видит потомков атлантов в амазонках и пишет, что они живут в западной Ливии. Но Страбон скептически относится к их историчности. Но позже некоторые отцы церкви говорят об амазонках как о вполне реальных людях.
Есть сведения, что амазонки жили в Понте (сейчас этот исторический регион — территория Турции, а точнее ее черноморское побережье). Там они образовали независимое государство, одним из правителей которого был Ипполит, имя которого переводится как «свободная и необузданная кобыла». Возможно, такое обозначение амазонок сочли комплиментом.
Согласно легенде, амазонки основали множество городов, в том числе Смирну, Эфес, Синоп и Пафос.
Вооружение
А в произведениях древнегреческого искусства битвы между амазонками и греками предстают наравне с битвами между греками и кентаврами. Однако веру в их существование культивировали национальная поэзия и искусство. Занятие амазонок было охотой и войной; их оружие — лук, копье, топор, щит в форме полумесяца и шлем, в древнем искусстве — то же, что и греческая богиня Афина, а в более поздних изображениях — Артемида. На вазах того же позднего периода их платье почему-то похоже на персидское. Их обычно изображали верхом на лошади, но иногда и пешком.
В средние века и в эпоху Возрождения амазонки тоже не были забыты, и им даже приписывали изобретение боевого топора.
Пираха (Бразилия)
Перед вами одно из наименее изученных контактных племен в джунглях Амазонки. После десятилетий исследований и взаимодействия с окружающим миром пираты остаются одноязычными. Они почти не переняли современные предметы домашнего обихода. И ни один представитель Пираха не научился считать. Оказывается, дело в их языке — он не похож ни на что на свете.
Пираджи — небольшое племя, живущее в Бразилии недалеко от Мадейры. Их количество всего около 500 человек. Пираха расположен на песчаном и покрытом тропическим лесом берегу реки Маиси. Они по-прежнему полукочевые охотники-собиратели.
Культура и язык Пираха очень необычны. В настоящее время в языке пираха различают всего 11 фонем, что делает его алфавит одним из самых коротких в мире. Отсутствие букв делает слова очень длинными, а повторение одних и тех же гласных подряд может быть до четырех. Язык пираха — тональный — и не только это: есть версия, в которой разница между битами имеет значение. На сегодняшний день только два человека в мире говорят на языке пираха в достаточной степени для общения: американские лингвисты Дэниел Эверетт и Керен Мадора.
Преподавание португальского языка в Пирахе, на котором говорит Бразилия, также не дает результатов, хотя правительство страны построило школы на территории Пирахи и регулярно присылает учителей. Они не умеют считать и пираху — только в последние годы некоторые из них едва научились считать до 10, но простые арифметические операции для них по-прежнему недоступны. Поэтому контакт племени с внешним миром ограничен и часто может быть опасен для пиратов.
Пирахи живут небольшими общинами. Их хижины примитивны: это небольшие навесы из пальмовых листьев, не более двух метров в высоту. На небольшой высоте, под пологом из веток, делается грядка, на которой они спят по ночам. В засушливый сезон вся община переезжает на песчаные отмели Маиси, и тогда пирахи часто спят на песке. Браки пирах довольно открытые, партнеры могут сходиться и расходиться на протяжении всей жизни.
Мужчины пираха носят современную одежду — шорты и футболки, а женщины носят такую же одежду из простой ткани, которую миссионеры пираха учили шить.
Календарь пираха является лунным, и каждый месяц, в ночь перед полнолунием, начинается большая вечеринка: все члены общины ходят по кругу и поют для духов леса.
Основной рацион — рыба и дичь. Кроме того, пираха ест фрукты, орехи, корнеплоды и иногда выращивает горькую маниоку и сладкий картофель. Охотой и ловлей с лука занимаются мужчины, женщины могут ловить рыбу на удочку и на крючок или охотиться на мелких животных с собаками.
Из охотниц в воительницы
Первый король Дагомеи Ховегбаджа, правивший с 1645 по 1685 год, сделал Абомей столицей страны. Его авторитет был всеобъемлющим и священным. И люди приносили жертвы предкам правителя, чтобы не было ни малейшего сомнения в умах божественного происхождения их вождя.
Ховегбаджа особенно любил богатство и власть. Но небольшая территория не могла удовлетворить его потребности, и Дагомея стала страной-агрессором. Бесконечные войны, работорговля, покупка огнестрельного оружия у европейцев — это «серая» повседневная жизнь государства. Новый правитель сменил на престоле предыдущего, и милитаристская политика продолжилась. Земли были объединены, и рабы были проданы.
Но, как говорится, для кота это не всегда карнавал. Войны привели к нехватке солдат-мужчин. И тут взгляд правителя, имя которого потеряно в истории, обратил внимание на женщин. Их объединили в особый отряд и учили убивать. Дагомейки стали телохранителями короля. Это первая версия.
Вторая гласит, что женщины Дагомеи издавна были охотниками на слонов. В этой профессии им не было равных. И однажды одна из женщин сказала, что было бы лучше, если бы они убивали людей, а не животных, мол, это было бы полезнее. Правитель согласился и сформировал из них отдельную боевую единицу.
Согласно третьей версии, с самого существования Дагомеи защита королей была исключительно женской. Это было связано с тем, что мужчины не имели права находиться во дворце правителя ночью. На женщин, что опять-таки логично, запрет не распространялся.
Вообще, точно неизвестно, почему в стране появились Черные амазонки, но они появились, и это факт.
Воины Дагомеи называли себя мино (мино; по другой версии — н’нонмитон), что можно перевести как «наши матери». Изначально стать мино было крайне сложно. Женщина должна была не только соответствовать определенным физическим требованиям (сила, выносливость, здоровье), но и быть красивой. Для тех, кто прошел отбор, начался ад. Наставники-воины-ветераны учили девочек обращаться с оружием и переносить боль. Особое внимание уделялось умению обращаться с мачете. И испытание — обезглавливание врага — прошли все. Кстати, отрубание головы было главной особенностью амазонок.
Когда амазонки уходили из дворца, перед ними всегда шла рабыня с колокольчиком. Звонок в колокол велел каждому повернуться спиной, отступить на некоторое расстояние и посмотреть в другую сторону
Кроме того, воительницы прошли специальный курс упражнений с элементами гимнастики. Они научились лазить по стенам, обвитым колючими акациями. «Тест» ставился, если девочка никак не проявляла боли. Была привычка ходить по джунглям несколько дней. Из оружия разрешалось использовать только мачете. Конечно, многие не выдержали таких нагрузок и «улетели». Но их место заняли другие. Ведь сервис гарантировал и статус, и влияние, и комфортную жизнь.
И детей, и взрослых привезли на Амазонку. Причем как по собственному желанию, так и насильно. Например, отец мог передать дочь в армию, а муж — жену. Для этого нужно было сообщить правителю о плохом характере его сына или жены.
Воины получали в стране полусвященный статус и считались женами короля. Любые отношения с другими мужчинами были запрещены. Кроме того, смотреть на них было запрещено представителям противоположного пола. Британец Стэнли Алперн, автор трактата о Дагомее и его воинах, писал: «Когда амазонки покидали дворец, перед ними всегда шла рабыня с колокольчиком. Звонок в колокол велел каждому повернуться спиной на его пути, отступить на некоторое расстояние и посмотреть в другую сторону».
Пик военной славы пришелся на период правления короля Гезо (1818–1858). Он мечтал о новых территориальных завоеваниях и славе величайшего правителя Дагомеи. Расходы на армию резко увеличились. А поскольку Гезо считал мино главным гарантом своего триумфа, их число также значительно увеличилось. Амазонки составляли треть всей его армии, или около 6000 человек. Изменились правила отбора и подготовки. Теперь красивую, но слабую девушку к амазонкам не привели. Напротив, да. Гезо приказал не обращать внимания на внешний вид, теперь главными критериями были сила и здоровье.
Отзывы путешественников того времени говорят об исключительности этих воинов. Так, в 1863 году английский исследователь Ричард Бертон, решивший установить торговые отношения с Дагомеей и основать здесь британскую миссию, имел возможность наблюдать за свирепыми миносами, обезглавливающими врага. Бартон отметил: «У этих женщин были настолько хорошо развиты скелет и мускулы, что только наличие одной груди могло определить пол».
В самый тяжелый для страны период на престол взошел король Беханзин. Он активно закупал в Германии огнестрельное оружие и пистолеты, приказал создать отряд женщин-шпионок. Переодетые нищими, торговцами или проститутками, они направились к своим врагам и получили важную информацию. В 1880-х годах французы стали частыми гостями в Дагомее. Беханзин, конечно, показал им всю мощь своей страны. Полицейский Жан Байоль вспоминал: «Я видел, как подросток Наниска проводила свой первый суд — убийство. Он подкрался к связанному пленнику сзади, замахал большим ножом и вскочил на ноги. Под рев толпы он поднял свой ужасный трофей и слизал кровь жертвы с оружия».
Одеждой Мино в то время были длинные синие туники с поясом и мешковатые брюки. Черепа были выбриты и увенчаны маленькой белой короной. Оборудование менялось в зависимости от специальности. Воины, вооруженные винтовками, составляли большую часть войск, плюс в арсенал входили короткий меч и кинжал. Также в армии были лучники и сабли: оружием последних было клинок длиной 45 см на рукояти 60 см. Они контролировали его, держа его обеими руками и размахивая перед собой. Страшное и эффективное оружие.
Но французы были убеждены, что амазонки были зрелищем, хитрым ходом короля, который хотел напугать европейцев. Как они ошибались…
Ваорани(Эквадор)
Первый мирный контакт с маленьким изолированным народом ваорани он попытался установить в 1956 году. Это не сработало: пять миссионеров были убиты копьями. Кланы ваорани теперь проигрывают битву с нефтяными компаниями. Спустя полвека государство разрешило эксплуатацию ресурсов на территории национального парка Ясуни, который оставался последним незагрязненным районом Ваоранской сельвы.
Этнобиолог Уэйд Дэвис в книге One River утверждал, что 54% мужчин ваорани и 40% женщин ваорани погибли в племенных войнах. До 1958 года никто не мог войти в общину ваорани и выбраться из нее живым. Два клана — Тагаэри и Тароменан — до сих пор остаются в добровольной изоляции.
Ваорани живут в небольшом районе тропических лесов на востоке Эквадора, который перекрывает национальный парк Ясуни. Это богатые нефтью места, и с середины 20 века ваорани находились в постоянном конфликте с правительством и нефтяными компаниями, пытаясь защитить свою среду обитания.
По разным оценкам, население племени колеблется от 1500 до 4000 человек. Многие были переселены на рубеже веков ближе к городам и нефтедобывающим станциям, но около половины кланов все еще остаются в тропических лесах и сохраняют свой традиционный образ жизни. Исторически ваорани не умели строить каноэ, поэтому их территория ограничена большими реками: Напо на севере и Курараем на юге.
В Ваорани частично сохранились традиционные дома онко: остроконечные крыши, покрытые пальмовыми листьями и поставленные прямо на землю. Большинство из них сейчас используют онко в качестве кухни и места для отдыха, а спят и хранят вещи в более современных деревянных домах на сваях. Они спят в гамаках, что делает их одной из профессий. Ваорани состоит в браке по договору, разводы, многоженство и полиандрия разрешены.
Кровная месть была важной частью жизни Ваорани. Шаман племени искал причины всех бед, от наводнений до болезней, в других общинах: так начался цикл убийств. Сейчас ваорани отходят от этой традиции, но иногда случаются столкновения с отдельными кланами. Общество ваорани эгалитарно, поэтому решения принимаются на общих собраниях.
Раньше ваоранцы практически не носили одежду. Женщины набрасывали пучки пальмовых волокон на грудь, а мужчины привязывали пенис к животу. Для ваорани характерны рисунки черной краской на руках — извилистые орнаменты обозначают анаконду или священные реки, на которых живут ваорани.
Без лодок Vaorani ловить рыбу было бы сложно, но они отличные охотники. Для крупной дичи часто используются толстые копья, для мелкой — духовая трубка и дротики, смазанные ядом кураре. Выращивают разные культуры, а из горькой маниоки готовят кисломолочный напиток. Но основным продуктом питания остается персиковая пальма, или «чонта» — в культуре ваорани до ее сбора остается один год.
Нарты и амазонки
Многие жители Северного Кавказа, в том числе осетины, абхазы, адыги, карачаевцы и балкарцы, считают себя потомками легендарных героев нарта. Доктор исторических наук Владимир Кузнецов в своей книге «Нартский эпос и некоторые вопросы истории осетинского народа» (г. Орджоникидзе, 1980 г.) упомянул древние легенды, в которых говорится о храбрых девушках-воительницах. Например, о дочери некоего Даргавсара, который возглавлял целую армию, состоящую из представительниц прекрасного пола.
«Важно, что дочь Даргавсара и ее первая армия не принадлежат к нартскому народу. Ясно и недвусмысленно подчеркивается другая племенная принадлежность девушек-воительниц в эпосе. Второй значимый момент эпического сюжета — встреча армии девушки с армией нартов, участие в битве на стороне нартов и сближение девушек-воинов с нартами, символически показанное через любовно-романтическое сюжет «Дочь Даргавсара — Болатборзай». Более того, девушки-воительницы в эпосе предстают настоящими нартами », — писал В.А. Кузнецов.
То есть нельзя не заметить явного сходства: нарты, как и скифы, встретили каких-то воинов и стали с ними жить. Вообще легенды о женщинах, сражающихся на равных с мужчинами, встречаются в устном народном творчестве многих народов Северного Кавказа.
Последняя битва
Вернемся к войне с французами. Вышеупомянутый Байол в одном из боев случайно заметил Наниску. В этот момент он отрубил голову командиру стрелков. После боя французу удалось найти его тело. Он вспоминал: «К его левому запястью был привязан боевой топор с изогнутым лезвием, на котором были изображены магические символы. В правой руке он держал ствол карабина, украшенный патронами каури».
Когда закончилась первая война, Беханзин стал тратить еще больше денег на оружие. Он понимал, что французы не остановятся. И он был прав. Практически сразу началась Вторая франко-дагомейская война, которая длилась с 1892 по 1894 год. На этот короткий промежуток времени приходится более двух десятков сражений. Женщины и мужчины Дагомеи пытались, но не смогли перепрыгнуть через голову. К концу войны почти все минос, «самые ужасные женщины на земле», как их называли военные и журналисты, погибли. Эта слава была поддержана соответствующими публикациями. В одной из французских газет, например, был напечатан рисунок, на котором Мино пытается укусить офицера. Это было сделано с одной целью: оправдать завоевание Дагомеи в глазах жителей. Выжившие амазонки перешли на партизанскую тактику: переодевшись проститутками, они вышли на поля и ночью перерезали солдат…
Где воевали и первые упоменания
Впервые амазонки появляются в греческом искусстве архаического периода в сюжетах, связанных с несколькими греческими легендами. Они вторглись в Ликию, но были побеждены Беллерофонтом. В «Илиаде» Гомера упоминается могила Мирин; Согласно древнегреческому историку Диодору, царица Мирин привела амазонок к победоносному концу войны против Ливии. Они атаковали фригийцев при поддержке Приама. Одной из задач, поставленных Гераклу Эврисфеем, было получение магического пояса амазонской царицы Ипполиты. Другая королева амазонок, Пентесилия, участвовала в Троянской войне. Вообще амазонских воинов так часто изображали в битвах с греческими воинами, что этот народный сюжет даже получил название в классическом искусстве — «Амазономахия». Битвы между афинянами и амазонками увековечены в мраморных барельефах Парфенона и скульптурах Галикарнасского мавзолея.
Некоторые биографы Александра Македонского упоминают царицу амазонок Фалестриду, которая посетила знаменитого завоевателя и даже стала его матерью. Однако эту историю считают легендой другие биографы Александра, в том числе историк Плутарх. В своей работе он упоминает время, когда главнокомандующий флотом Александра Онесикрит прочитал эту историю царю Фракии Лисимаху, который участвовал в походах с Александром. Царь, слушая рассказ о встрече амазонки и Александра, просто улыбнулся и сказал: «А где я тогда был?»
Тикуна (Колумбия — Перу — Бразилия)
У каждой маски есть история. Это злые духи, которые приходят убить девушку, ставшую взрослой. Если он увидит священный инструмент — рог урикана, он обязательно умрет. Днем придется прятать его в реке и вынимать только когда девушка спит. Это традиции ритуала Пелазон.
Чикуна — большое племя, проживающее на территории современной Колумбии и Бразилии. Их более 50 тысяч. Исторически земли чикуна принадлежали индейцам омагуа из группы тупи-гуарани, но европейские болезни и активное участие этих индейцев в споре между двумя колониальными империями за господство полностью разрушили омагуа. А чикуна мигрировали из глубин леса к берегам самой Амазонки.
Раньше тикуна жили в кланах малок (общих домах). Такие малоки до сих пор можно найти в отдаленных деревнях Колумбии. В 1970-х годах у индейцев чикуна было более сотни деревень.
Индийское общество чикуна делится на двух братьев и сестер: клановые группы. Одна фратрия состоит из кланов, носящих имена птиц, а другая — из кланов, носящих имена растений. Даже кланы Ягуара и Муравья-листореза — как млекопитающие, так и насекомые — принадлежат к фратрии «растений»: их обычно называют кланом «без перьев». Никто не может жениться на члене своего братства.
Механизм наименования детей, неотделимый от этой системы, позволяет четко определить социальную принадлежность любого индейца чикун.
Чикуна выращивают для выращивания сладкой маниоки, ямса, сахарного тростника и многих других культур. Масато, слабоалкогольный ферментированный напиток, популярен. Раньше, когда мясо дичи было основным продуктом питания, рыбная ловля играла второстепенную роль. Но с тех пор, как индейцы чикуна заселили прибрежные районы Амазонки, рыболовство стало важным промыслом.
В прошлом индейцы чикуна охотились из духовых ружей, стреляя дротиками в Кураре. Оружие сегодня используется чаще всего.
Чикуна известны своим женским ритуалом посвящения под названием пелазон. Его проводят после первой менструации у девочки. Они отмечают полнолуние, и на праздники собираются гости из соседних кланов. Четыре дня девочка играет на барабанах, поет и танцует. Однажды ее посещают духи, которых играют сельские жители в церемониальных костюмах.
По окончании праздника с головы девушки выдергивают волосы до тех пор, пока она не станет лысой. Это подготовка к родам. Сейчас многие чикуна утратили этот ритуал, но в некоторых общинах он возрождается, хотя и не в такой жестокой форме.
Сарматские женщины
Многие современные исследователи считают, что легенда об амазонках могла возникнуть среди жителей Эллады после их многочисленных столкновений с племенем сарматов (савроматов). Просвещенные греческие мужья должны были быть удивлены, обнаружив в рядах своих противников женщин, сражающихся на равных с мужчинами.
Действительно, в обществе ираноязычных кочевников, населявших северное Причерноморье с IV века до нашей эры, по мнению историков, четко выраженного гендерного неравенства не было.
В сборнике научных статей «Известия Ростовского областного краеведческого музея» (№ 5 за 1988 г.) опубликована работа Т.А. Скрипника «Амазонки в древней традиции». В нем говорится, что сарматские женщины (савромат) активно участвовали в общественной жизни, участвовали в военных походах с мужчинами и пользовались уважением в обществе.
А для греков столкновение с воинами на поле боя могло быть шоком. Поэтому известный античный историк Геродот (484–425 до н.э.) и решил, что савроматы произошли от браков между амазонками и скифами. Считалось даже, что девушка из этого племени не могла выйти замуж, пока не убила одного (по другой версии, трех) вражеских солдат.