15 главных церквей Рима — фото, описание, список, карта

Базилика Святого Петра

Базилика Святого Петра, Рим

Современная базилика Святого Петра — знаковая достопримечательность Рима. Если все дороги куда-то ведут, то именно к этому монументальному зданию, которое является истинным воплощением истории в камне. Тысячи людей в разное время работали над его дизайном, проводили работы по реконструкции. Цифра не является преувеличением: история этого места началась в 4 веке, когда над могилой Святого Петра начали возводить небольшую, довольно скромно украшенную базилику.

В начале 16 века по непонятной причине Папа начал реконструкцию базилики. Вскоре появился теперь уже собор Сан-Пьетро, ​​грандиозное сооружение, символизирующее власть папы и являющееся земной твердыней католического мира. Собор открыт для публики с 7:00 до 19:00. Вход свободный. За возможность подняться на купол Микеланджело придется доплатить — минимальная цена билета 6 евро.

Сан-Джованни ин Латеранно

Сан-Джованни-ин-Латеранно, Рим

Латеранская базилика находится на высшем уровне среди всех религиозных построек в Риме, превосходя древние и бесспорно почитаемые памятники, такие как базилика Святого Петра. В арчибасилике находится престол Папы. Здесь когда-то стояла первая христианская церковь в Риме. Впоследствии, в девятом веке на Латеране появился собор Сан-Джованни-Баттиста, который некоторое время сохранял статус единственного папского храма.

Настоящая заря для Латеранской базилики наступила, когда Борромини провел ее реконструкцию, придавшую арчибазилике люминесцентные черты барокко. В это же время с самого Римского форума перевезли огромные бронзовые двери для установки на главном портале. Базилика Сан-Джованни поражает богатством фресок и мозаик, выполненных в классическом византийском стиле. Резные потолки, украшенные лепными колоннами, скульптуры апостолов, древние религиозные артефакты из серебра и драгоценных камней — базилику оправдывает надпись над главным входом: «Мать всех церквей Рима и мира».

Церковь Санта-Мария-Маджоре

Церковь Санта-Мария-Маджоре, Рим

Невозможно не заметить базилику Святой Марии, так как это самая большая церковь в католической столице, о чем осторожно напоминает ее название: «Маджоре» большой. А прямо перед входом — пятнадцатиметровая статуя Девы Марии, отлитая из бронзы. Случайно пройти сложно. Более того, хотя дата основания церкви относится к 4 веку нашей эры, эта церковь почти единственная в Риме, которая почти полностью сохранила свой аутентичный облик. Легенда о Богородице связана с ее фундаментом, который велел построить храм на том месте, где пойдет снег.

Выпал снег и церковь стала называться Храмом «Богородицы в снегу», только эта акция прошла в августе. Мозаика XIII века выполнена с большим мастерством и посвящена этой теме. Богатейшие росписи потолков, средневековые мозаики и великолепные образцы мозаичного искусства, уцелевшие от строительства церкви, рассказывают историю жизни Христа, передают истории из Ветхого Завета. Церковь состоит из трех часовен, самая известная из которых — Сикстинская капелла, так что любители культурных святынь и те, кто желает прикоснуться к святым мощам, останутся довольны посещением.

Сан-Пьетро-ин-Винколи

Сан-Пьетро-ин-Винколи, Рим

Базилика также известна как Базилика Святого Петра в цепях, то есть в цепях. Интересно, что этот артефакт, который является важным религиозным святилищем, хранится в современной базилике. «Честные цепи» оказались здесь благодаря Евдокии, византийской царице, которая однажды преподнесла их в дар понтифику. Он также основал храм в Риме, который мы теперь называем Сан-Пьетро-ин-Винколи.

Базилика — одно из семи крупнейших сооружений этого типа в Риме и на протяжении многих веков было одним из центров паломничества. Его фасад выглядит совершенно незначительно, что, впрочем, неудивительно. Внешняя скромность характеризует большинство зданий 4 века. Но большинство туристов приезжают сюда не ради священных реликвий, а чтобы своими глазами увидеть великолепную гробницу Юлия II работы Микеланджело со скульптурной композицией из сорока фигур и, несомненно, гениальную скульптуру того же мастера «Моисей.

Санта-Мария-сопра-Минерва

Санта-Мария-сопра-Минерва, Рим

Это светлое каменное здание — один из главных храмов доминиканского ордена. Он был подарен ордену в 8 веке. Тогда на месте современной базилики стояла ротонда, названная в честь Минервы от названия одноименного древнего храма, который располагался неподалеку. Именно здесь однажды Галилей и граф Калиостро «добровольно» отказались от своих взглядов. Санта-Мария-сопра-Минерва довольно сложно не узнать.

Это практически единственный храм в Риме, построенный в готическом стиле с остроконечными арками и синими сводами, искусно расписанный звездами. К сожалению, средневековая готика дошла до нас не в чистом виде: в облике базилики до сих пор натянуты элементы традиционного барокко для флорентийских мастеров и для Рима. Главной ценностью храма по-прежнему остается статуя Христа с крестом, приписываемая произведениям Микеланджело. Он выдержан в духе античности и показывает момент воскресения Христа.

Санта Мария дель Пополо

Санта-Мария-дель-Пополо, Рим

Достаточно большое здание, оформленное в оттенках серого и синего, мало кого заставляет смотреть на себя, за такой ничтожной оболочкой скрыты только настоящие сокровища. Согласно легенде, когда-то на месте базилики находилась гробница Нерона, над которой постепенно рос тополь, вскоре облюбованный воронами. Это место уже считалось проклятым, а появление костлявого дерева и черных птиц делало образ еще менее привлекательным. Все изменилось в конце 11 века, когда Папе приснился сон. Дева Мария приказала уничтожить тополь и построить на его месте храм.

Сначала появилась часовня, а затем и сама базилика. Об интерьере этого места можно говорить часами: многие гении своего времени оставили здесь свои шедевры. Таким образом, в разное время над дизайном часовен работал Джованни Бернини, придававший зданию вид барокко, Рафаэль Санти украсил купол большой лестницей и как по размаху, так и по дизайну, Мозаика Сотворения мира , Караваджо, итальянский мастер, подаривший этому месту две свои картины, и Пинтуриккьо, даже если работы последнего не увидят туристы. Часовня, которую он спроектировал, была сильно повреждена и уже была восстановлена ​​Бернини.

Церковь Сан-Клементе

Церковь Сан-Клементе, Рим

К востоку от Колизея есть небольшая церковь, но под низкими сводами находится настоящее кладбище христианских святынь, относящихся ко временам императора Нерона. Как ни странно, но в этой базилике также можно поклоняться православным святым, особенно мощам Кирилла, создавшего славянскую азбуку. На нижнем уровне находится гробница Сан-Клементе, одна из важнейших составляющих базилики. Интересны местные мозаики. Говоря современным языком, они больше похожи на комиксы, к тому же многие надписи выполнены в далеком от возвышенном стиле.

Это позволяет лингвистам говорить о существовании первого итальянского языка. Руины раннехристианского храма были обнаружены в относительно новых помещениях от средневековья до 20 века. Особый интерес представляет храм Митры, датируемый третьим веком. Сегодня сохранилась пещера, в которой под сводчатым сводом стоят скамейки и каменный алтарь. Но даже археологи на этом не остановились: под пещерой остались остатки гражданских построек, разрушенных во времена Нерона.

Санта-Мария-ин-Космедин

Санта-Мария-ин-Космедин, Рим

Церковь имеет лаконичный и строгий дизайн и находится на левом берегу Тибра. До IV века на месте церкви находился Форум Быка, а еще раньше — древний храм, построенный в честь Геракла. Первое здание обслуживало гражданские нужды: оно служило точкой раздачи еды для бедных, но постепенно все благотворительные фонды были сосредоточены в руках Святого Престола, и в 7 веке сам комплекс стал собственностью греческой общины, которая бежал в Рим, когда Византия пала.

Даже в суверенном названии церкви есть отзвук тех времен: «космидион» — от греческого «прекрасный». Эта особенность не случайна: внутреннее убранство храма действительно поражает. Полы Космати, аутентичный готический алтарь из красного гранита, пасхальные канделябры 13 века, фрагменты мозаики из Крещения Господня (остальное сохранилось в базилике Святого Петра и в галерее Уффици в солнечной Флоренции) — все это можно видели в часовнях.

Санта-Мария-ин-Космедин, Рим

Колокольня, одна из самых высоких в Риме, очень изящна и украшена разноцветной майоликой. Довольно необычным символом церкви является «Уста истины» — мраморная плита, достигающая почти двух метров в диаметре. Точное применение этого эха античности до сих пор не совсем понятно, но украшающая его маска Тритона, безусловно, представляет туристический интерес.

Храм Веспасиана и Тита

В 79 г н.э возле Римского форума был возведен храм в честь двух обожествленных императоров Флавиев: Веспасиана и его сына Тита. От величественного храма осталось всего несколько колонн, а также некоторые барельефы, которые сейчас хранятся в музеях.

Санта-Мария-ин-Трастевере

Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим

Как ни странно, эта базилика — в силу ряда исторических обстоятельств — стала одной из самых популярных базилик среди православного населения. На его алтаре даже установили две православные иконы, но следует понимать, что история создания самого храма никак не связана с православием. Важно понимать, что Санта-Мария-ин-Трастевере считается чуть ли не первой официально признанной христианской базиликой в ​​Риме. Современное здание в значительной степени было возведено в 12 веке.

Основным строительным материалом служили блоки травертина, взятые из старинных бань. В то время это было обычным явлением. Фасад украшает изображение Девы Марии с Иисусом на руках. Фреска датируется 13 веком. Внутреннее пространство — с высокими потолками, лепниной и позолотой — «окаймлено» мозаикой в ​​стиле Cosmatesque.

Храм Божественного Адриана

Современный Рим — это не только город с многовековой историей, это настоящий музей под открытым небом, находки которого удивительным образом находят место среди современных построек. Примером может служить храм Адриана, расположенный на площади Пьетра. Часть древнеримской постройки была получена из здания семнадцатого века, спроектированного Карло Фонтана.

Храм во славу обожествленного императора Адриана был построен его приемным сыном и преемником Антонином Пием в 141–145 годах нашей эры.

Церковь Санта-Сабина

Церковь Санта-Сабина, Рим

Базилика расположена на Авентинском холме и является частью монастырского комплекса доминиканского ордена. Он был построен на останках почитаемой в Риме матроны Сабины. В 10 веке местные власти оценили все преимущества расположения базилики и превратили ее в крепость. Однако такое положение дел длилось недолго: вскоре строительство церкви стало переходить из рук одной знатной римской семьи в руки другой.

Серия реставраций была прервана только к середине двадцатого века, когда доминиканский орден захотел восстановить базилику до ее подлинного вида. Таким образом, он смог сохранить все характерные черты древнеримской постройки. Если вы находитесь в церкви Санта-Сабина, обязательно зайдите во двор, где растет старинное апельсиновое дерево. Согласно легенде, это дерево было первым апельсиновым деревом, выращенным в Италии.

Пантеон

Храм всех богов — Пантеон — расположен на площади Ротонда, или площади Пьяцца делла Ротонда, в историческом центре Рима. Это строение было построено по приказу императора Адриана в 126 г н.э. По сей день он остается действующим храмом. Пантеон — уникальный образец древнеримской архитектуры, его конструктивные особенности свидетельствуют о больших достижениях в области античной инженерии.

В Пантеоне похоронены многие выдающиеся личности прошлого, в том числе итальянские короли Умберто I и Витторио Эмануэле II, королева Маргарита Савойская, а также известные художники и архитекторы эпохи Возрождения Рафаэль Санти, Бальдассаре Перуцци и другие.

Храм Диоскуров

Современники могут увидеть только три пятнадцатиметровые колонны, алтарь и источник Ютурны, вода которого считалась лечебной.

Храм Портуна

Храм Портуны — одно из немногих древних зданий, сохранившихся до наших дней. В древнеримской мифологии Портун считался богом дверей, ключей и скота, охранником входов и выходов. Храм находится на Бычьем форуме. В республиканские времена здесь был небольшой порт и рынок, где шла оживленная торговля скотом.

Первый храм Портуны появился в третьем веке до нашей эры, но структура, которую можно увидеть сегодня, восходит к первому веку до нашей эры. От предыдущей постройки сохранилась только часть фундамента, найденного во время раскопок.

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура

Святой Павел за стенами, Рим

Эта базилика — одна из четырех так называемых патриархальных базилик Рима. Находится он за городскими стенами на том месте, где, по преданию, был похоронен апостол Павел. Однако саркофаг апостола действительно был найден недавно. Первый вариант базилики показался Феодосию I недостаточно величественным для столь значимого для всего религиозного мира места.

Началось масштабное строительство, положившее начало возведению современной церкви. Здание, которое можно увидеть сегодня, имеет классический вид. Фасад оформлен достаточно строго и украшен фигурой Христа, на обеих руках которого находятся апостолы: Петр и Павел. В оформлении присутствуют отголоски византийского стиля, а также архитектуры готики и барокко. Особой гордостью базилики является старинный орган, последняя реконструкция которого проходила в 20 веке.

Храм Геркулеса Победителя

Храм является старейшим сохранившимся мраморным сооружением в Риме. Он был построен около 120 г до н.э в Форо-дель-Торо, в храме Портуна. Посвящается герою древнегреческой мифологии обожествленному Гераклу, культ которого распространился среди греческих колонистов в Италии.

Сант-Андреа-аль-Квиринале

Сант-Андреа-аль-Квириналь, Рим

Эта церковь — еще один выдающийся проект Бернини, заказанный Орденом иезуитов на Квиринале. Ордену требовалось место для послушничества, то есть периода послушничества, учреждение которого было введено в шестнадцатом веке. Когда-то на месте Сант-Андреа аль-Квиринале стояла старая церковь, здание которой сильно обветшало. Остался только один фундамент: мощный фундамент, на котором на десять лет возводилась новая базилика в стиле барокко.

Сам Бернини считал его одним из лучших своих творений и мог оставаться в нем часами, наслаждаясь знанием, что это произведение архитектурной мысли принадлежит его отцовству. Внутреннее пространство церкви очень контрастно: темные боковые панели выгодно выделяют хорошо освещенную центральную часть помещения. Доминирующим элементом интерьера является картина Гийома Куртуа «Мученичество святого Андрея.

Храм Венеры Прародительницы

Три высокие колонны и часть подиума — это все, что уцелело от храма Венеры-Предка до Форума Цезаря. Он был построен в 46 г до н.э под руководством великого Юлия Цезаря в знак признательности Венере, плодородия, красоты и любви за помощь в победе над Помпеем. Культ Венеры имел особое значение в жизни древних римлян, считавших ее своей покровительницей.

Церковь Святой Пракседы

Церковь Санта-Прасседа, Рим

Этот памятник архитектуры IX века не слишком выделяется на общем фоне римских дорог. Почти голый фасад сильно контрастирует с великолепием и роскошью внутренней отделки. Именно здесь находится титульная церковь, известная прежде всего красотой старинных фресок и наличием большого количества останков святых и мучеников. Он получил свое название от Санта-Прасседа и расположен на месте бывшего баптистерия, посвященного тому же святому.

Жизнь этой женщины дошла до нас в рассказах и легендах, но прославилась она прежде всего тем, что хоронила обнесенных стеной мучеников в римских катакомбах по канонам христианского обряда. Сегодня в склепе хранится более двух тысяч останков святых. Их имена выгравированы на мраморных плитах.

Храм Антонина и Фаустины

Храм Антонина и Фаустины — одна из немногих хорошо сохранившихся дохристианских церквей на Форуме. По указу императора Антонина Пия, который по своей природе был глубоко религиозным человеком, в середине II века на Римском форуме был построен храм в честь его покойной жены Фаустины. Когда император умер, во время церемонии прощания в небо был выпущен орел, символизирующий обожествление Антонина. На фризе портика можно увидеть латинскую надпись:

DIVO ANTONINO ET DIVAE FAUSTINAE EX S (enatus) C (onsulto),
что в переводе с латыни звучит так: «Божественному Антонину и божественной Фаустине по решению Сената».

Сан-Лоренцо-фуори-Мура

Сан-Лоренцо Фуори Мура, Рим

Эта необычная с архитектурной и исторической точки зрения церковь расположена за городскими стенами, так как первые христианские церкви были воздвигнуты на захоронениях мучеников, которые, как и было предусмотрено канонами, отдали свои жизни за веру. И хоронили их по древнеримским обычаям за городскими стенами. Планировка церкви более чем оригинальна: это фактически ряд независимых церквей, которые были просто соединены между собой.

До Второй мировой войны церковь Папы Пегалии и церковь Папы Гонория были хорошо видны по ее внешнему виду, но вражеская граната разрушила этот необычный симбиоз. Большинство ценных фресок было утеряно, сохранились только мраморные фрески и некоторые раннехристианские саркофаги. Кроме того, старая часть церкви, датируемая 6 веком, практически не пострадала. Остальные помещения пришлось перестраивать.

Храм Юлия Цезаря

Легендарный древнеримский полководец и государственный деятель Гай Юлий Цезарь был вторым в истории после основателя Рима Ромула обожествленным римлянином. Всего через два года после зверского убийства Цезаря в 42 г до н.э началось строительство храма в его честь. К сожалению, до наших дней сохранилась лишь небольшая часть его, но руины, которые можно увидеть сегодня на его месте, дают хорошее представление о том, насколько величественным было это здание более двух тысячелетий назад.

Церковь Санта Констанца

Церковь Санта-Костанца, Рим

Первые версии храма относятся к III веку нашей эры, его строительство связано с именем Константина Великого, который решил построить мавзолей для своих дочерей. Строительство началось сразу, и очень скоро на Номентарской улице появилось ясное и аккуратное здание с орнаментом, мозаикой с изображениями Иисуса Христа и тонко расписанным куполом. Правда, постепенно мавзолей стал превращаться в базилику: сначала появилась купель, а затем и другие атрибуты церкви. Вот как мы это видим сегодня.

Храм Сатурна

Одно из старейших религиозных построек Древнего Рима, которому посчастливилось уцелеть до наших дней, — это Храм Сатурна. Его руины можно увидеть на Римском форуме. Сатурн — бог земли и плодородия, в древности его особенно почитали римляне, в его честь возводили храмы и назвали новые города. Согласно легенде, в древности Италию называли страной Сатурна.

Храм Сатурна был возведен у подножия Капитолия во второй половине V века до нашей эры, за свою историю сооружение не раз горело во время пожаров, но было восстановлено. Сегодня сохранились лишь несколько колонн портика и часть фундамента. На фризе надпись на латыни.

SENATUS POPULUSQUE ROMANUS FIRE CONSUMPTUM RESTITUIT
что в переводе звучит как «Сенат и народ Рима, уничтоженные огнем, восстановлены».

В республиканские времена клад находился под храмом, где хранились не только римские сокровища, но и важные государственные документы.

Храм Венеры и Ромы

По мнению историков, самым величественным религиозным сооружением Древнего Рима был храм, воздвигнутый в честь богинь Венеры и Рима, покровительницы Вечного города. Он был освящен в 135 году нашей эры, во время правления Адриана. Архитектором этого монументального сооружения был сам император.

Руины, которые сегодня можно увидеть возле Колизея, дают представление о размерах древнего сооружения. Постамент, на котором воздвигнут храм, имеет длину 145 метров и ширину 100 метров.

Оцените статью
Блог о реконструкции Древнего Рима